Светлана Погнерыбко
Особенности развития элементов произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Л. В. Кузнецова и Л. И. Переслени выделяют внимание, как базовый психический процесс, «питающий» все другие психические функции и виды деятельности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности и воображения.
Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Оно не только создает наилучшие условия для психической деятельности ребенка, но и несет «сторожевую службу», помогая своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в самом себе, собственном организме.
Публикация «Особенности развития элементов произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Н. Ф. Добрынин говорил, что когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия сосредотачивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем интересом, и носит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании.
Непроизвольное внимание не зависит ни от желаний, ни от воли или намерений дошкольника. Такое внимание может привлечь все, что интересно и важно ему. На возникновение непроизвольного внимания могут влиять два фактора – объективный и субъективный. Объективный фактор внимания заключается в объективных особенностях предметов и явлений – интенсивность раздражителя, качество раздражителя, повторное появление, внезапность появления, движение объекта, новизна объекта.
Субъективный фактор заключается в избирательном отношении человека к окружающему. Основным здесь является доминантная мотивация. Например, если ребенку интересны самолеты, то оказавшись среди массы игрушек, он будет обращать внимание на самолеты. На основе непроизвольного внимания у детей развивается произвольное внимание. Произвольное внимание определяется только субъективными факторами, дошкольнику нужно прилагать усилия, старания.
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта отмечается недостаточность внимания, особенно произвольного. Этим детям свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10 – 15 минут работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность. Другие становятся вялыми и пассивными. Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у детей с нарушениями интеллекта. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме занятия вопросов, выкрикивание отдельных реплик.
Из-за низкого уровня внимания, дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания дети не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог.
Основные виды внимания ребенка связаны между собой и переходят из одного вида в другой. Например, ребенку надо собрать из нескольких деталей постройку. Изначально ему трудно сосредоточиться, но задание выполнить нужно – это произвольное внимание. Затем дошкольник увлекается и ему не нужно заставлять себя. Произвольное внимание перешло в непроизвольное. По происхождению и по сохранившейся цели – это произвольное внимание, а по характеру деятельности, интересу по тому, что не утомляет – непроизвольное внимание. Интерес не только к результату деятельности, но и к процессу выполнения.
Такой вид внимания называется послепроизвольным. Это понятие было введено в психологию Н. Ф. Добрыниным. Послепроизвольное внимание имеет большое значение для младшего школьника в процессе обучения. Зная условия и возможности перерастания произвольного внимания в послепроизвольное, воспитатель должен стремиться задание для детей сделать занимательным и интересным.
Дефекты в развитии внимания у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются достаточно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Нередко даже незначительный шум настолько отвлекает внимание детей, что очень трудно удается вновь привлечь их к работе.
Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность связана с интересом к деятельности или какому-либо факту. Степень (сила) сосредоточенности – это концентрация или интенсивность.
Концентрация – это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Интенсивность внимания – это невозможность отвлечь внимание от предмета посторонними раздражителями.
Многие авторы (А. Н. Граборов, С. В. Лиепинь, И. М. Соловьев и др.) отмечают, что внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у условно нормально развивающихся детей. Трудность, невозможность длительной концентрации, отражается, прежде всего, на деятельности, требующей значительного умственного напряжения.
Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности. Чтобы успешно выполнять две работы, надо одну знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. Для дошкольника с нарушением интеллекта это непосильная задача, т. к. у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует отвлекать их внимание при выполнении одного дела на другое, но развивать умение необходимо.
Переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие в связи с постановкой новой задачи. Переключение зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека.
И. М. Соловьев отмечает, что дети с умственной отсталостью с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой (нарушено торможение предыдущих способов деятельности). В их деятельности часто проявляется застревание на уже знакомый способ решения задания. Также у них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности.
При олигофрении преимущественно недоразвита именно произвольная сторона внимания. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.
Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительное удержание на предмете или какой-либо деятельности. Устойчивость внимания зависит от степени трудности, знакомости, понятности материала; отношении к нему со стороны субъекта; индивидуальных особенностей личности.
Слабость произвольного внимания обусловлена, по мнению А. А. Катаевой, также низкой устойчивостью внимания, оно трудно привлекается, плохо фиксируется, быстро ослабевает.
Важное свойство внимания – это объем. Объем – это количество объектов, которое охватывается вниманием одновременно, одномоментно. Человек не может одновременно думать о разных вещах, выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающею информацию извне на части, не превышающей возможности обрабатывающей системы. Поэтому человек обладает ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – это есть объем внимания. Объем дошкольников с нарушением интеллектуального развития, по исследованиям С. Д. Забрамной, характеризуется небольшим объемом.
А. Н. Лурия отмечает преобладание непроизвольного внимания над произвольным – из-за особенностей нейродинамики : нарушением баланса возбуждения и торможения, т. е. преобладания либо одного, либо другого физиологического процесса. Следствием этого являются частые отвлечения внимания и неустойчивая направленность.
Повышенная патологическая отвлекаемость наблюдается у детей с умственной отсталостью с возбудимым типом нервной деятельности. Для них характерна удивительная живость, подвижность, часто двигательная расторможенность. Эта болезненная отвлекаемость приводит к невозможности выполнить задание, которое доступно и понятно ребенку. Для группы торпидных олигофренов можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Они могут длительное время, не отвлекаясь, выполнять несложные действия.
Однако, С. В. Лиепинь выявила, что возбудимые дети с умственной отсталостью меньше отстают от нормы в показателях объема внимания, чем дети торпидного типа. Расширение объема внимания отстает от нормы в тех случаях, когда требуется более высокий уровень обобщения и осмысления при восприятии.
С. Я. Рубинштейн объясняет причину нарушения внимания колебаниями психической активности, которые являются проявлениями летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Это обуславливает быструю истощаемость процессов, которая может наступить сразу после некоторого умственного напряжения. Такие колебания психической активности свойственны и детям с сохранным интеллектом, но у детей-олигофренов они возникают очень часто.
На основании клинических данных в исследованиях М. С. Певзнер было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллектуального развития является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. У некоторых детей наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами: торможение над возбуждением или наоборот, а часто возникающие летучие кратковременные фазовые состояния отражаются на колебаниях внимания.
По мнению А. Н. Граборова, слабость произвольного внимания обусловлена отсутствием целевого направляющего признака внимания, а это в свою очередь объясняет стремление ребенка с интеллектуальной недостаточностью к частой смене объектов внимания, к переносу внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак. Из-за сниженного объема внимания дети с умственной отсталостью, рассматривая какой-либо предмет, видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормативно развивающиеся сверстники.
У. В. Ульенкова изучая с помощью традиционной методики «Корректурная проба» особенности развития устойчивости и концентрации внимания старших дошкольников с задержкой психического развития в сопоставлении с детьми с нарушением интеллектуального развития и интеллектом «норма» и отмечала позитивную динамику развития устойчивости внимания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Анализируя выполнение задания детьми с нарушением интеллекта, автор выявила «волнообразные» колебания внимания на всем протяжении занятия. Как она отмечает, повышенная истощаемость психических процессов, и недостаточная произвольная регуляция деятельности у детей не дает им возможности обеспечить необходимую концентрацию внимания и устойчивую целенаправленность действия, что ведет к неравномерной продуктивности в ходе выполнения работы.
С. Д. Забрамная отмечает, что в случае умственной отсталости у детей особенно страдает произвольное внимание, это связано с тем, что при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Но регулярные занятия по развитию внимания, включенные в разные виды деятельности, дают положительные результаты. Дети приучаются сосредоточенно работать в течение определенного времени, учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать и т. д.
Таким образом, произвольное внимание у умственно отсталых лиц нецеленаправленное, нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.