Светлана Тушкова
Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самым важным и актуальным для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.
В современном мире отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах Российской Федерации. Педагогу коррекционной школы в современном образовании отводится особая роль в воспитании, становлении учащегося как самостоятельной, нравственно развитой личности.
Публикация «Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ» размещена в разделах
Множество повседневных и глобальных вопросов крутится в голове педагога. Главный из этих вопросов – как научить детей с ОВЗ жить по-человечески? Ответ на этот вопрос дает нравственное воспитание.
Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, т. е. трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество. Он правдивый и честный.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими.
Темперамент и характер у детей с ограниченными возможностями здоровья различны. Некоторые из них уравновешены, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Эти дети могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности.
Часто у детей такой категории наблюдаются двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда такой ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок.
Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка, но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима.
Правильное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.
Несмотря на то, что эти дети особенные, они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.
Основная задача школы – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятых норм поведения, воспитать достойных граждан своей страны.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах и при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.
Формы и методы воспитания могут быть различны:
1. Учебно – познавательная деятельность.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность должна стать коллективным трудом, когда для решения общей задачи нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу как общую, так и относящуюся лично к ним.
2. Тематические беседы по нравственной тематике.
Это одно из средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. Особенность проведения бесед о морали будет заключаться в том, что они не переходили в назидательность, содержали больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка, который помогает открывать человеку глаза на самого себя.
3. Общественно - полезный труд.
Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С. Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.
4. Родительские собрания.
Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей. Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением социального педагога, педагога-психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.
Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но главное - включить их в различные виды деятельности. Так Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения: «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.
1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] :, 1956.- С. 87.
2. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной
школы. [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1997. – С. – 112.
3. Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С (К)ОУ [Текст] : теоретические основания и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. - Челябинск, 2010. - 187с.
4. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] : учебно-методическое пособие для классного руководителя /С. Г. Молчанов. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. - 36с.
5. Соколова, Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании [Текст] : монография / Н. А. Соколов. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. –С. 252
6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://beloomutintlmr.edumsko.ru. – Загл. с экрана.