Наталья Сафонова
Особенности математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности математического развития дошкольников
Математическое развитие построено на базовых задачах:
1. Формирование активности, инициативности.
2. Прогрессирование индивидуально – творческого проявления, такого как, догадка, смекалка, сообразительность, находчивость.
3. Обучение логико – математическим понятиям о математических свойствах объектов.
Публикация «Особенности математического развития дошкольников» размещена в разделах
4. Совершенствование уровня подготовленности к обучению в школе, формирование у дошкольника самоконтроля и ответственности.
5. Изучение методов математического познания.
6. Обогащение словарного запаса ребенка. Математическое развитие представляет собой системный процесс. Ребенок приобретает знания и в повседневной жизни, и на основе целенаправленного обучения на занятии.
Роль процесса обучения в отношении ребенка нельзя недооценивать. Так, дошкольник в процессе обучения овладевает связью, отношением объектов, выделяет качества и свойства, характерные для одного объекта, и нехарактерные – для другого, на основе этого сравнивает и группирует объекты. Кроме того, ребенок развивает способность интерпретировать наблюдения, активизировать мыслительную деятельность, на основе чего формируется воображение, память и мышление. Задатки дошкольника обращаются в определенные умения и способности.
В. А. Крутецкий выделил компоненты математических способностей :
1. Оперирование знаками и числами.
2. Обобщение математического материала с выделением главной и значимой информации.
3. Формализация математического материала, абстрагирование от определенных количественных отношений, оперирование отношениями и связями.
4. Последовательность иерархичности логического рассуждения, в том числе с обоснованием и выводом.
5. Мышление неразвернутой структурой.
6. Переход мыслительной деятельности на обратный ход.
7. Возможность гибкого мышления – быстрого перехода с одного вида деятельности к другому.
8. Обладание математической памятью – способность обобщать, строить логические схемы и структуры.
9. Способность пространственного ориентирования.
Рассмотрим особенности развития младших дошкольников в области математики.
В возрасте трех - четырех лет ребенок должен обладать следующими числовыми и количественными понятиями:
1. Уметь отделять различные предметы – формирование понятия «единичность».
2. Осуществлять манипуляции с предметными множествами – один, мало, много; форма, цвет и размер объектов.
3. Прослеживать относительность понятий «много», «мало» (много кубиков, мало кукол, потом – много машинок, а кукол так же мало).
4. Использовать приемы наложения, приложения – поэлементно сравнивать множества.
В речи младшие дошкольники используют слова : все, всех, много – один, мало, совсем нет, такой же (одинаковый, ни одного, меньше, чем, столько, сколько, больше, чем, стало меньше, стало больше.
По просьбе воспитателя (родителя) дети могут объяснить и интерпретировать: «Не хватает шишки для одного медведя», «Взял столько же карандашей».
Ребенок поясняет выполненные действия не только простыми предложениями, но и с употреблением слова «чем», частицы «не», союза «а», «и».
К особенностям формирования простейших математических представлений детей пяти лет относятся:
1. Систематизация знаний о счете.
2. Уточнение цели посредством ответа на вопросительное предложение «Сколько всего?».
3. Формирование процесса сосчитывания.
4. Объявление результата (проговаривание полученного числа и обозначение его цифрой).
Дошкольники данной возрастной группы поэлементно сравнивают множества. Выполняют эту операцию посредством зрительного анализатора и черчения линии от одного предмета ко второму. Выделяют увеличение или уменьшение одного из множеств, осознают метод образования чисел (большего или меньшего).
Ребенок практикуется отсчитывать заданное количество предметов, способен выполнять просьбы воспитателя (родителя) типа: «Возьми четыре книги. Две из них отдай Кате».
Ребенок учится верно использовать порядковые числительные («Какой по порядку?», «Которая в ряду?»).
В возрасте пяти лет ребенок учится согласовывать в числе, падеже и роде числительное с существительным: один платок, две ложки, два зернышка. Дошкольник может посчитать звуки на слух, по осязанию сосчитать количество предметов в мешочке.
В практической деятельности дети овладевают понятием «пара» : раскладывают предметы в один ряд, подкладывают один предмет, образуют пары и т. д.).
В речи используются простые и сложносочиненные, сложноподчиненные предложения с союзами «и», «а», предлогами «если., то.», развернуто поясняют свои действия и уже сами задают простые вопросы: «Сколько цветов осталось в вазе?». Теперь уже в речи ребенок не только отражает итог своей деятельности, но и указывает метод достижения результата.
В пятилетнем возрасте дети способны овладеть счетом до 8 или 10. Число представляет результат счета, то есть характеризующий признак взаимоотношения определенных множеств. Число и цифра сопоставляются. Например, число 8 означает, что марок в альбоме восемь штук. Цифра 8 указывает на это же.
В шестилетнем возрасте ребенок в процессе математического развития выполняет следующие операции:
1) Делит целое на 2-4 равных части, устанавливает зависимость между целым и частью (делит квадрат на две равные части).
2) Разбивает множества, состоящие из 4,6,8,10 объектов, на группы 2,3,4,5 соответственно.
3) Различает числительные: количественные и порядковые, применяет их в своей жизнедеятельности.
4) Понимает смысловую составляющую слов: «признак», «количество», «сравни по количеству», «по сколько» и прочие.
5) Познает отношения посредством сравнения множеств, отличающихся на 2 или 3. В результате определяет какой из них больше или меньше.
6) Быстро считает совокупности, состоящие из 3 – 5 предметов.
7) Усваивает состав числа из двух меньших чисел.
8) Работает с «числовыми лесенками», состоящих из иллюстраций или предметов.
9) Определяет результаты, пользуется условными мерками: «в какой стакан налито больше воды? Как ты узнал?».
10) Включение в активный словарь точных выражений: «Каким образом ты достиг результата».