Лучший педагог года

Особенности развития детей 3–4 лет

Анастасия Мирошниченко
Особенности развития детей 3–4 лет

Особенности развития ребенка 3-4 года.

Годы дошкольного детства – это время интенсивного развития и появления новых психических особенностей.

Ведущая потребность этого периода жизни ребенка: общение, уважение и признание самостоятельности.

Основная деятельность этого возраста: игра, которая постепенно переходит от игры с предметами в ролевую, когда ребенок не просто играет с игрушками, а выполняет в игре определенную роль из окружающей его среды.

Публикация «Особенности развития детей 3–4 лет» размещена в разделах

Развитие личности ребенка 3-4 года

К 2.5 - 3 годам у ребенка возникает желание действовать самостоятельно вопреки ситуации, вопреки требованиям взрослых. И, как следствие, возникает так называемый «кризис 3-х лет», который выражается во внутреннем противоречии из-за желания ребенка сделать по-своему и, одновременно, поступать соответственно требованиям взрослых. Поэтому в этом периоде жизни ребенка возможны вспышки негативизма, упрямства и неустойчивости настроения. Внешне это выражается в противостоянии хочу ребенка и нельзя взрослого.

Главным результатом этого «кризиса» становится формирование сознания «Я сам».

Когда ребенок заявляет миру «Я сам» выход из этого положения возможен в двух направлениях:

Важная роль родителей - сохранить волевой компонент этого периода жизни ребенка, позволить быть самостоятельным.

Чтобы этот период прошел правильно и личность ребенка развивалась в нужном направлении мы рекомендуем:

- разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете. Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания, закрепить новые навыки;

- обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками, посещение детского сада, развивающих занятий, игровое взаимодействие со взрослыми.

Ребенок в этом возрасте еще с трудом может удержать цель своих действий до конца и поэтому очень часто отвлекается как в процессе игры, так и в процессе обучения. При этом его больше привлекает сделать что-то для себя и своей игры, чем для общественной пользы. Но он охотно трудится для близкого человека.

В 3-4 года ребенок выходит за пределы семейного круга, и тогда в жизни ребенка появляются взрослые не только как члены семьи, но «другие взрослые» (воспитатели, преподаватели, няни и т. д., которые также становятся значимыми фигурами в жизни малыша.

Именно желание подражания значимым взрослым в жизни ребенка приводит к развитию ролевой игры. Но пока такие игры непродолжительны, сюжеты не развернуты, а игры с правилами только начинают формироваться.

Рекомендуемые игры с ребенком 3-4 года:

Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, «бусины», любые разновидности «вкладышей»)

Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы, спортивные игры (мяч).

Игры на развитие воображения : один предмет – несколько предметов ( ложка: меч, лопата, машина и т. д.). А также на «преображение» в разных животных: больших и маленьких.

Ролевые игры с участием взрослых для «ведения» игры: магазин, больница, детский сад и т. д.

Творческие игры: рисование (карандашами и красками, пластилин (предпочтительно мягкий, аппликация.

Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно не большие по объему сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны многократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было, что случилось?. Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь.

Развитие психических процессов в 3-4 года

Восприятие: основная познавательная функция. В этом возрасте восприятие акцентируется на свойствах предмета: цвет, форма вкус, величина и др. и в сознании ребенка не отделяются от предмета. При восприятии ребенок видит не все свойства предмета, а самые яркие, иногда только одну и именно по ней отличает один предмет от другого.

Внимание.

В этом возрасте способность управлять вниманием очень не велика. Сложно с помощью словесных указаний направить внимание ребенка на нужный объект. Иногда требуется неоднократное повторение инструкции.

Активное внимание удерживается не более 7-8 минут

Устойчивость внимания зависит от характера деятельности ребенка и импульсивности поведения.

Память

В этом возрасте ребенок хорошо запоминает то, что что представляет жизненный интерес и вызывает яркие эмоции.

Ребенок скорее узнает предметы, чем вспоминает их.

Хорошо запоминается малышу то, что он видит и слышит много раз.

Лучше запоминается то, что связано с собственным движением ребенка (двигательная память).

Мышление

Появляется способность анализировать и сравнивать предметы и окружающие явления и даже появляются попытки дать объяснение увиденному.

С помощью взрослого ребенок должен получать элементарную информацию о природе и быте людей.

В этом возрасте дети уже могут сравнивать предметы по форме и цвету, отличать и обобщать их по признакам.

К четырем годам уже могут использовать обобщающие понятия: игрушки, овощи, фрукты, животные, посуда.

Воображение

В 3-4 года воображение еще слабо развито. То есть игра с предметом по представлению взрослого (палка – это лопатка) достаточно хорошо принимается ребенком, а самостоятельно ребенок пока не может развить такую игру.

Замысел у малыша возникает спонтанно, на фоне эмоций и конкретной ситуации, но развить и реализовать его он еще не может. То есть малыши не умеют направлять свое воображение. Но эти ситуации важны в развитии ребенка, так как это предпосылки планирования игры.

Речь

В основном сохранятся речевая активность в диалоге и в конкретной ситуации, но усложняется и становится более развернутой.

Словарный запас увеличивается до 1 500 слов. Индивидуальные различия составляют от 600 до 2 500 слов.

Длина монолога увеличивается, появляются сложные предложения.

Особенностью речи в этом возрасте являются так называемые «разговоры с собой» – ребенок сопровождает свои действия порой малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Это очень нужная ребенку возможность позволяет ему удерживать в памяти цели и восполняет пропущенные действия.

Общение с ребенком 3-4 года

В этом периоде ребенок открывает для себя мир общения со сверстниками. У него возникает потребность в таком общении, которое представляет собой эмоционально-практическую форму, то есть зависит от конкретных действий и эмоциональной окраски.

Взрослый по-прежнему остается основным источником информации об окружающем мире и инициатором общения. Активное общение взрослого с ребенком в этом возрасте развивает внутренний эмоциональный мир, формирует позитивное отношение ребенка к себе и к окружающим, развивает мышление и речь.

Физиологические особенности ребенка 3-4 года

Рост 96 +/- 4,3 см Вес 12.5 +/- 1 кг

Опорно-двигательный аппарат активно развивается, кости и суставы очень пластичны и при неблагоприятных воздействиях, легко могут деформироваться. Более развита крупная моторика.

Дыхательные пути очень нежны и ранимы и как следствие возникает предрасположенность к заболеваниям ЛОР органов.

Сердечно-сосудистая система более приспособлена к активно растущему организму, но хорошо работает только при условии посильных нагрузок.

Происходит дальнейшее развитие центральной нервной системы: совершенствуется способность к анализу и синтезу окружающего мира. И немаловажную роль в этом процессе играет речь. Процесс удержания внимания еще не полностью сформирован и во время обучения ребенок легко отвлекается на незначительные внешние раздражители.

Рекомендуемая литература для родителей:

Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».

Ирина Млодик, «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»

Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»

Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».

Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии»

Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя.»

Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

Росс Грин, «Взрывной ребенок».

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития детей 3–4 лет
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 11:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД