Анастасия Мирошниченко
Особенности развития детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития ребенка 3-4 года.
Годы дошкольного детства – это время интенсивного развития и появления новых психических особенностей.
Ведущая потребность этого периода жизни ребенка: общение, уважение и признание самостоятельности.
Основная деятельность этого возраста: игра, которая постепенно переходит от игры с предметами в ролевую, когда ребенок не просто играет с игрушками, а выполняет в игре определенную роль из окружающей его среды.
Публикация «Особенности развития детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие личности ребенка 3-4 года
К 2.5 - 3 годам у ребенка возникает желание действовать самостоятельно вопреки ситуации, вопреки требованиям взрослых. И, как следствие, возникает так называемый «кризис 3-х лет», который выражается во внутреннем противоречии из-за желания ребенка сделать по-своему и, одновременно, поступать соответственно требованиям взрослых. Поэтому в этом периоде жизни ребенка возможны вспышки негативизма, упрямства и неустойчивости настроения. Внешне это выражается в противостоянии хочу ребенка и нельзя взрослого.
Главным результатом этого «кризиса» становится формирование сознания «Я сам».
Когда ребенок заявляет миру «Я сам» выход из этого положения возможен в двух направлениях:
Важная роль родителей - сохранить волевой компонент этого периода жизни ребенка, позволить быть самостоятельным.
Чтобы этот период прошел правильно и личность ребенка развивалась в нужном направлении мы рекомендуем:
- разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете. Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания, закрепить новые навыки;
- обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками, посещение детского сада, развивающих занятий, игровое взаимодействие со взрослыми.
Ребенок в этом возрасте еще с трудом может удержать цель своих действий до конца и поэтому очень часто отвлекается как в процессе игры, так и в процессе обучения. При этом его больше привлекает сделать что-то для себя и своей игры, чем для общественной пользы. Но он охотно трудится для близкого человека.
В 3-4 года ребенок выходит за пределы семейного круга, и тогда в жизни ребенка появляются взрослые не только как члены семьи, но «другие взрослые» (воспитатели, преподаватели, няни и т. д., которые также становятся значимыми фигурами в жизни малыша.
Именно желание подражания значимым взрослым в жизни ребенка приводит к развитию ролевой игры. Но пока такие игры непродолжительны, сюжеты не развернуты, а игры с правилами только начинают формироваться.
Рекомендуемые игры с ребенком 3-4 года:
Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, «бусины», любые разновидности «вкладышей»)
Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы, спортивные игры (мяч).
Игры на развитие воображения : один предмет – несколько предметов ( ложка: меч, лопата, машина и т. д.). А также на «преображение» в разных животных: больших и маленьких.
Ролевые игры с участием взрослых для «ведения» игры: магазин, больница, детский сад и т. д.
Творческие игры: рисование (карандашами и красками, пластилин (предпочтительно мягкий, аппликация.
Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно не большие по объему сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны многократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было, что случилось?. Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь.
Развитие психических процессов в 3-4 года
Восприятие: основная познавательная функция. В этом возрасте восприятие акцентируется на свойствах предмета: цвет, форма вкус, величина и др. и в сознании ребенка не отделяются от предмета. При восприятии ребенок видит не все свойства предмета, а самые яркие, иногда только одну и именно по ней отличает один предмет от другого.
Внимание.
В этом возрасте способность управлять вниманием очень не велика. Сложно с помощью словесных указаний направить внимание ребенка на нужный объект. Иногда требуется неоднократное повторение инструкции.
Активное внимание удерживается не более 7-8 минут
Устойчивость внимания зависит от характера деятельности ребенка и импульсивности поведения.
Память
В этом возрасте ребенок хорошо запоминает то, что что представляет жизненный интерес и вызывает яркие эмоции.
Ребенок скорее узнает предметы, чем вспоминает их.
Хорошо запоминается малышу то, что он видит и слышит много раз.
Лучше запоминается то, что связано с собственным движением ребенка (двигательная память).
Мышление
Появляется способность анализировать и сравнивать предметы и окружающие явления и даже появляются попытки дать объяснение увиденному.
С помощью взрослого ребенок должен получать элементарную информацию о природе и быте людей.
В этом возрасте дети уже могут сравнивать предметы по форме и цвету, отличать и обобщать их по признакам.
К четырем годам уже могут использовать обобщающие понятия: игрушки, овощи, фрукты, животные, посуда.
Воображение
В 3-4 года воображение еще слабо развито. То есть игра с предметом по представлению взрослого (палка – это лопатка) достаточно хорошо принимается ребенком, а самостоятельно ребенок пока не может развить такую игру.
Замысел у малыша возникает спонтанно, на фоне эмоций и конкретной ситуации, но развить и реализовать его он еще не может. То есть малыши не умеют направлять свое воображение. Но эти ситуации важны в развитии ребенка, так как это предпосылки планирования игры.
Речь
В основном сохранятся речевая активность в диалоге и в конкретной ситуации, но усложняется и становится более развернутой.
Словарный запас увеличивается до 1 500 слов. Индивидуальные различия составляют от 600 до 2 500 слов.
Длина монолога увеличивается, появляются сложные предложения.
Особенностью речи в этом возрасте являются так называемые «разговоры с собой» – ребенок сопровождает свои действия порой малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Это очень нужная ребенку возможность позволяет ему удерживать в памяти цели и восполняет пропущенные действия.
Общение с ребенком 3-4 года
В этом периоде ребенок открывает для себя мир общения со сверстниками. У него возникает потребность в таком общении, которое представляет собой эмоционально-практическую форму, то есть зависит от конкретных действий и эмоциональной окраски.
Взрослый по-прежнему остается основным источником информации об окружающем мире и инициатором общения. Активное общение взрослого с ребенком в этом возрасте развивает внутренний эмоциональный мир, формирует позитивное отношение ребенка к себе и к окружающим, развивает мышление и речь.
Физиологические особенности ребенка 3-4 года
Рост 96 +/- 4,3 см Вес 12.5 +/- 1 кг
Опорно-двигательный аппарат активно развивается, кости и суставы очень пластичны и при неблагоприятных воздействиях, легко могут деформироваться. Более развита крупная моторика.
Дыхательные пути очень нежны и ранимы и как следствие возникает предрасположенность к заболеваниям ЛОР органов.
Сердечно-сосудистая система более приспособлена к активно растущему организму, но хорошо работает только при условии посильных нагрузок.
Происходит дальнейшее развитие центральной нервной системы: совершенствуется способность к анализу и синтезу окружающего мира. И немаловажную роль в этом процессе играет речь. Процесс удержания внимания еще не полностью сформирован и во время обучения ребенок легко отвлекается на незначительные внешние раздражители.
Рекомендуемая литература для родителей:
Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
Ирина Млодик, «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии»
Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя.»
Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
Росс Грин, «Взрывной ребенок».