Сташевская Елена Вячеславовна
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила учитель - логопед Сташевская Елена Вячеславовна,
МБДОУ №118 Ростов-на-Дону
Ребенок пятого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий, пересказывают короткие тексты. В речи пятилетнего уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.
Публикация «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается ряд проблем в процессе формирования связного речевого высказывания: они «теряют» действующих лиц, меняют последовательность событий, пользуются аграмматичными предложениями, зачастую несвязанными между собой.
Пример:
В процессе логопедического обследования детям 5 лет предлагался пересказ короткого текста. Текст читался 2 раза, второй раз с установкой на пересказ.
Текст: У Кати был котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей.
Чаще, дети начинали рассказ только с подсказки педагога. Некоторые только дополняли начатые предложения.
Таким образом, проблемы в формировании связного высказывания обусловлены недостаточностью речевого внимания, памяти, нарушениями грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.
При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы сначала кратко, а со временем – и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для детей в среднем дошкольном возрасте является диалогическая речь. Овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка и взрослого.
В процессе работы над связной речью у детей формируются следующие умения и навыки:
отвечать на вопросы по картинке, договаривать за логопедом слова и словосочетания, повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений;
составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия;
дополнять предложения недостающими словами и распространять простые предложения однородными членами; использовать в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрит. опорой.
составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.
На начальных этапах работы над связной речью используются приемы:
беседа по картине, по прочитанному рассказу,
рассказ логопеда по картине после проведения беседы для формирования целостного впечатления об увиденном;
пересказ короткого описательного рассказа;
сюжетно-ролевые игры (В магазине, дидактические игры (Четвертый лишний).
Пример (беседа по картине) :
Логопед: «Кого вы видите на картинке? Начните ответ со слова «Это»».
Дети: «Это дети».
Логопед: «Где гуляют дети? Начните ответ со слова «дети»».
Дети: «Дети гуляют в саду».
Таким образом, дети одновременно учатся составлять простые предложения с опорой на сюжетную картинку. При этом необходимо постепенно добиваться полного ответа на вопрос. (Кто это? (Это белка.) Что белка делает? (Белка грызет орех.) Где она грызет орех? (На дереве.) А теперь повтори весь ответ. Начни его со слова «белка». (Белка грызет орех на дереве – совместное проговаривание.).
Кроме бесед по сюжетным картинам, дети учатся описывать предметы по вопросам логопеда.
Пример:
Логопед: «Что это?».
Дети : «Это мячик».
Логопед: «Какой он?»
Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.
Дети: «Круглый, красный, гладкий, большой».
Логопед: «А для чего нужен мячик? Что вы будете с ним делать? Начните ответ со слова «будем»».
Дети: «Будем играть. Будем ловить. Будем бросать. Будем катать».
Далее у детей формируется умение повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений. Работа организуется поэтапно:
Дети совместно с логопедом описывают предмет по вопросам: Кто это? Какой он? Что у него есть?
Затем педагог целиком повторяет получившийся рассказ.
Далее логопед побуждает детей к самостоятельному рассказыванию, намечая план ответа. (Теперь попробуйте вы рассказать о мишке. Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот и лапы.)
Дети по очереди повторяют рассказ, логопед оказывает необходимую помощь.
Дети обучаются составлению рассказа-описания по образцу.
Пример:
Логопед: «Выберите себе по паре обуви и попробуйте рассказать о ней. Сначала скажите, как называется обувь, потом назовите, какая она. Послушайте, как это сделаю я. Это тапочки. Они голубые, красивые, мягкие».
Дети : «Это туфли. Они желтые, красивые».
Один из интересных приемов работы над описательным рассказом – составление детьми загадок по образцу со зрительной опорой: один ребенок описывает предмет (какой он, из каких частей состоит, для чего нужен, а остальные дети должны отгадать, что это.
Пример:
Он большой, пузатый, синий. У него есть носик, крышка и ручка. В нем кипятят воду.
Развивая связную монологическую речь, важно научить детей пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы).
Воспитанники пересказывают знакомые сказки с несложным сюжетом с опорой на серию картинок или на плоскостные фигурки. При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы. Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение.
В процессе работы над сказкой можно выделить следующие этапы:
Выразительное рассказывание сказки логопедом с последовательным иллюстрированием.
Беседа по сказке.
Повторное рассказывание сказки логопедом с нацеливанием детей на пересказ. Пауза для обдумывания сказки детьми.
Пересказ сказки детьми с опорой на картинки. Логопед оказывает необходимую помощь (показывает картинки, задает вопросы, подсказывает начало фразы).
Постепенно дети учатся составлять описательные рассказы по данному плану при помощи опорных картинок.
Пример:
Логопед обращает внимание детей на картинку с почтальоном.
Логопед: «Сейчас вы попробуете рассказать о почтальоне. А Петрушка будет вам помогать своими рисунками.
Человечек – кто это?
Здание - где он работает?
Сумка – что он разносит в сумке?».
Дети по очереди составляют рассказ:
Это почтальон. Он работает на почте. Он разносит письма, газеты и журналы.
Постепенно дети подводятся к пересказу при помощи картинок – символов.
Овладеть умением пересказывать помогают кукольный театр и мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию.