Екатерина Козлова
Консультация «Особенности развития детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Публикация «Консультация „Особенности развития детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Общее речевое недоразвитие сказывается на формирование у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость, нарушение оптико-пространственного гнозиса.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Принято выделять три уровня ОНР. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.
Первый уровень ОНР - характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.
Второй уровень ОНР - речевая активность детей возрастает, у них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении.
Таким образом у детей с ОНР : нарушено звукопроизношение нарушен лексико-грамматический строй речи имеются нарушения слоговой структуры слова связная речь не развита отмечается бедность словаря.
Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость трудности с концентрацией трудности распределения и переключения. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро истощаются, нуждаются в побуждении со стороны взрослого, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная (словесная) память, страдает продуктивность запоминания у ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий.
Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития объясняет специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного, словесно-логического мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.
При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета с определенными трудностями: им требуется больше времени для принятия решения; отвечая, они проявляют неуверенность, допускают отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они используют элементарные формы ориентировки.
Дети с ОНР затрудняются в определении правой, левой стороны. Путают понятия вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В выполнении действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа стул).
Значительная часть дошкольников с ОНР имеют плохую координацию: дети выглядят моторно неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку, имеют повышенную двигательную истощаемость, сниженную двигательную память и внимание.
При обследовании артикуляционной моторики можно выявить наличие содружественных движений; неполноту и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата.
В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что: у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений; преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4—5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. Затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.