Роза Ковтун
Консультация «Особенности развития детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Важные задачи воспитания ребёнка
• прививать нормы и правила поведения в обществе;
• способствовать развитию самоконтроля в поведении;
• развивать умственные способности и тягу к знаниям;
• вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
Публикация «Консультация „Особенности развития детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
• найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
• воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.
Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет
На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.
Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.
Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.
Особенности развития детей 4-5 лет
1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.
Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек
В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.
• В этот период детям уже следует прививать характерные черты для их пола: мальчикам – мужественность, девочкам – женственность. Уменьшительно-ласкательные слова («зайка», «солнышко» и т. д.) рекомендуется чаще применять к девочкам. А вот в общении с мальчиками их следует применять как можно реже, они ведь будущие защитники. Лучше обращаться к ним по имени или со словами: «сынок», «помощник».
• Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость.
• Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.
• В этот период могут начать проявляться разные способности : девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.
• В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.
Как правильно воспитывать ребёнка в 4-5 лет?
Ребенку четырёх лет необходимо активно двигаться не менее трёх часов в
день. Это бег, прыжки, подвижные игры и упражнения, начальные элементы спортивных игр. Нет ничего страшного, если мама и папа поиграют с ребёнком в мяч, в снежки, летом возьмут на речку. Это полезно не только детям, но и взрослым.
Психологами и физиологами доказано, что ребёнок, «запертый» в ограниченном пространстве комнаты с телевизором и компьютером, страдает от дефицита сенсорных представлений. Более того, неконтролируемое общение с новейшими техническими изобретениями (прежде всего компьютером, по мнению многих учёных, оказывает отрицательное воздействие на формирование интеллекта. Дети усваивают знания формально и не умеют ими пользоваться, применять их.
Вообще-то специалисты против компьютерных игр дошкольников. И согласитесь, компьютер больше нужен взрослым, папе и маме, чтобы спокойно отдохнуть, пока ребёнок занят. Однако, это часть нашей сегодняшней жизни, и от этого никуда не денешься. Поэтому постарайтесь выполнять эти несложные правила:
- играйте вместе с ребёнком,
-время- не более 20 минут в день,
-игра, задание соответствует возрасту, понятна, качественная.
Непрерывный просмотр телевизора – 30 минут (до 5 лет). При этом обращайте внимание на содержание программы. Дети четырёх лет впечатлительны, верят тому, что видят на экране, копируют модели поведения героев. Поэтому, если в мультфильме герои отрывают кому-то руки и ноги, бьют по голове, используют не очень хорошую лексику, то 90 % вероятность того, что ваш ребёнок, если не сегодня, то завтра повторит эти слова и действия на игрушках, сверстниках или на родителях. При этом он будет уверен в правильности своих поступков.
Ещё одной особенностью среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения, являются страхи. Это возраст расцвета страхов, их очень много: боязнь темноты, собак, сказочных персонажей, насекомых и т. д. К этому нельзя относиться пренебрежительно. Ребёнок чувствует себя недостаточно защищённым перед большим миром. Задача взрослых на этом этапе – быть рядом, чтобы помочь ребёнку справиться со своими страхами.
Большое значение на формирование личности ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Маленький ребёнок особо нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье. В семье, в общении с родителями, с братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывает у него ответный отклик.
Семья воспитывает ребёнка тогда и только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребёнка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т. п. ; на ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы.
В семье имеются благоприятные возможности для включения малыша в бытовую, хозяйственную, даже общественную деятельность взрослых, приобщения к труду родителей.
В некоторых семьях родители живут рядом с детьми, но не вместе: между ними редко возникают беседы о труде родителей, какими должны быть взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, родители не вникают в интересы детей, в их игры, не организуют совместных занятий. Например: сын или дочь находится рядом с родителями – играет, что – то мастерит, и у них создаётся впечатление постоянного общения с ребёнком, тогда как общения практически нет.
Психологи считают, что именно в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания начинают укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Ну а самое главное – любите своего ребёнка. Он единственный и неповторимый. Как именно его надо воспитывать, знаете только вы. Обеспечивая своего ребёнка материальными благами, помните, что ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его семьи.
Игры и игрушки в 4-5 лет.
Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.
Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.
Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.
Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: уч. пос. - М. : Академический проект, 2005.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Дошкольное образование. №21. - М. : Чистые пруды, 2008
Анисимова А. Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада.
Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в дошкольном возрасте / Т. В. Драгунова // Вопр. психол. - 2002. - №2.