Татьяна Белова
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС ДО.
Чтобы малыш- первоклассник легко привык к школе, сохранил в период адаптации физическое и психическое здоровье, необходима качественная предшкольная подготовка. Есть разные виды организаций, которые готовят детей к школьному обучению:
• Детский сад – в подготовительных к школе группах;
• Школа – в предшкольных классах;
• Центры детского развития – на специальных занятиях.
Публикация «Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Казалось бы, подобное разнообразие форм подготовки к школе должно приносить только удовлетворение и родителям и педагогам. Но у такой вариативности есть и свои подводные камни. Подготовка малышей к школе в этих учреждениях разная: в дошкольных – доминируют «детсадовские», в школе – учебные» методы. Центры детского развития выбирают собственные модели обучения.
Детсадовская подготовка к школе.
Плюсы:
• Последняя группа детского сада направлена исключительно на подготовку ребенка к школе;
• Обучение и воспитание в садике подчинено программам, зарекомендовавшим себя на протяжении многих лет;
• Методы обучения и воспитания одобрены педагогами и психологами, которые являются ведущими специалистами страны в этом вопросе.
Минусы:
• Детский сад ограничен периодизацией развития, согласно которой, возраст детей, посещающих подготовительную группу должен быть от 6 до 7 лет. В реальности, многие родители принимают решение начать обучение ребенка в школе с 6 лет. Следовательно, предшкольная подготовка у таких детей начинается на 1 год раньше, а программа подготовительной группы на этот возраст не рассчитана.
Школьная подготовка
Плюсы:
• Направлена на требования, которые школа предъявляет к будущему первокласснику;
• В год перед школой ребенок входит в ее жизнь постепенно, знакомится с учителями, программой, по которой ему предстоит учиться.
Минусы:
• Система плохо вписывается в возрастные нормы развития ребенка, где главный вид деятельности старшего дошкольника – игровая деятельность;
• Школы, которые предлагают формой подготовки предшкольные классы, не могут обеспечить детям развитее социальных и коммуникативных навыков общения с другими детьми, что является важной частью школьной готовности.
Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
Преемственные и перспективные задачи дошкольного учреждения и начальной школы :
• Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка через различные виды продуктивной деятельности детей
• Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики
Алгоритм преемственности «8 шагов» :
1. Образование методических объединений учителей и воспитателей.
2. Договоренность об общих целях (умениях, соблюдении технологий, принципов и т. д.
3. Посещение учителями начальной школы НОД в детском саду и коллективное обсуждение занятий с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования.
4. Разработка учителями начальной школы и педагогами 1-го класса совместных занятий, уроков.
5. Диагностика готовности детей к школе, их психологического состояния на выходе из ДОО и на входе в школу.
6. Посещение уроков в 1-м классе руководителем метод. объединения и воспитателями ДОО.
7. Регулярные метод. объединения в 1-м классе – обсуждение и решение возникающих проблем.
8. Определение эффективности – диагностика, анализ.
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты
Решить проблему конфликта интересов детского сада и школы призван принятый в 2013 году ФГОС ДО. Теперь модель выпускника детского сада четко регламентирована. Программа предшкольной подготовки, вне зависимости от места ее реализации – в детском саду или на курсах в школе, должна «подвести» ребенка к стандарту выпускника, оговоренному образовательным стандартом.
Пункт 4.1 ФГОС ДО. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат, делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Пункт 4.6. ФГОС ДО описывает целевые ориентиры образования ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Пункт 4.7. ФГОС ДО. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Универсальные учебные действия
• Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества
Разрешение конфликтов;
Управление поведением партнера;
Умение полно выражать свои мысли;
Владение монологической и диалогической формами речи.
• Регулятивные УУД:
Целеполагание;
Планирование;
Прогнозирование;
Контроль;
Коррекция;
Оценка;
Волевая саморегуляция;
Эмоциональная устойчивость.
• Познавательные УУД:
Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор способов решения задач)
Логические (анализ; синтез; сравнение; классификация; выделение следствий, причинно – следственных связей).
Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
• Личностные УУД:
Самопознание и самоопределение (Я-концепция; формирование личностной идентичности)
Нравственно – этическая ориентация (выделение морально – этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей; нравственно – этическое оценивание событий; ориентировка в моральной дилемме);
Смыслообразование (установление значений и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов и жизненных интересов).
Педагоги делятся на группы. Им предлагается определить методы и формы формирования предпосылок УУД в ДОУ.
Игра на развитие предпосылок коммуникативных УУД
«Пересказ по кругу»
Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.
Игра на развитие предпосылок регулятивных УУД
«Рисуем по памяти узоры»
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.
Игры на развитие предпосылок познавательных УУД
«Двенадцать вопросов»
Участники делятся на две команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.
Игры на развитие предпосылок личностных УУД
«Придумай хороший конец к рассказу»
Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял Мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал. Как вы считаете, о чем думал Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя?
«Дошкольное детство – не подготовка к школе. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова принять ребенка таким, каким он выходит из детского сада».
Н. Е. Асмолов