Селезнева Татьяна
Особенности работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с разными ведущими каналами восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Человек воспринимает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс такого восприятия носит название перцептивной модальности. Перцептивная модальность. Перцепция - (от лат. perceptio - восприятие, процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов, ситуаций, событий, явлений и т. п. Модальность - (от лат. «способ») это форма проявления раздражителя в существующей сенсорной системе человека (слуховая, зрительная и тактильная). Таким образом, перцептивная модальность – это способ восприятия.
Публикация «Особенности работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с разными ведущими каналами восприятия» размещена в разделах
Говорят о зрительной (это человек - визуал, слуховой (это человек - аудиал) и основанной на обонятельных, вкусовых и телесных ощущениях (кинестетик, также сейчас становится распространенной и многочисленной среди людей дигитальное восприятие с помощью логики, формул, схем – это дигитал. Безусловно, у всех развиты все органы чувств, но одна из модальностей обычно доминирует, остальные становятся сопутствующими. Поэтому для одного мир - это то, что он видит, для другого – то, что он слышит, для третьего – то, что ощущает, для другого – логика и умозаключения играют важную роль. Воспитывая своих детей я заметила, что дети по - разному воспринимают окружающую действительность. Когда мы учили уроки с сыном, он всегда искал какую-то логику и объяснение. Например, мы упражнялись в устном счете в прибавлении и вычитании числа 9. Он мне сказал, что это очень просто. Я его спросила, как ты считаешь? Он ответил: если 9 прибавить к любому числу, то десятков становиться на один больше, а единиц на одну меньше, а при вычитании наоборот. А с дочерью я все задачи, стихи зарисовывала и только тогда она понимала.
Наблюдая за детьми, поняла, что у детей ярко выражена перцептивная модальность, на которую можно опираться при обучении и коррекции. Я использую ведущий канал восприятия при работе с детьми моей группы при коррекции слоговой структуры. Работа начинается с произношений гласных. Ребенку – аудиалу предлагаю просто повторить гласные звуки: «А, А, У». При этом использую разную громкость, интонацию. Таким образом, данный ребенок выполняет задание с легкостью. Визуалу нужно использовать еще и зрительный анализатор. Это могут быть разные мелкие предметы по количеству повторяемых звуков. Для того, чтобы кинестетик мог без труда повторить серию гласных, необходимо добавить двигательную активность. (Рука в сторону – А, другая рука в сторону – А, обе руки вытянуты вперед - У). Этим мы помогаем выполнению инструкции и облегчим коррекцию. Дальше необходима отработка слоговых рядов на основе слогов. Аудиал повторит за вами: «Та – та – то». Можно использовать слуховые эффекты в виде изменения тембра, темпа, высоты голоса. Визуал повторяет слоговые ряды с использованием визуального контроля в виде счетных палочек, цветных камешков по количеству слогов. Кинестетик повторяет с загибанием пальцев, прыжками, топаньем ногой. При отработке слов с различной слоговой структурой (а их у нас 14 типов слоговой структуры) к детям с разной перцептивной модальностью применяется разный прием. Аудиал повторяет слово – ПАРОВОЗ с различной эмоциональной окраской. Визуал повторит по количеству выложенных предметов. Кинестетик произнесет слово с помощью физических упражнений или действий. Важно учитывать ведущий канал восприятия, в нем ценность каждого ребенка. С помощью такого подхода мы создаем комфорт обучающимся. Итог нашей деятельности в детях. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение уникальности и самооценки дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Учет особенностей восприятия поможет легче понимать другого человека; общение будет более продуктивным. ФГОС говорит нам о том, что ценность современного образования - человек как целостная развивающаяся система.