Жаворонок Наталия Валериевна
Особенности работы педагога-психолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно родителей волнует следующий вопрос: что же будет делать с моим ребёнком в детском саду этот загадочный психолог? Поэтому во время первых встреч с родителями, еще до поступления в детский сад, подробно рассказываю направления работы педагога – психолога, касающиеся непосредственно работы с дошкольниками – это психологическая диагностика, профилактика и коррекционно-развивающая работа.
Публикация «Особенности работы педагога-психолога в ДОУ» размещена в разделах
В рамках психологической диагностики провожу обследование детей дошкольного возраста для определения уровня адаптации, психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка, диагностику воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей, для организации и координации работы в данных группах, диагностику воспитанников в рамках медико-педагогического консилиума, психологической готовности к обучению в школе, обследование детей с проблемами в развитии, включающей в себя все стороны психики (речь, личностное развитие, эмоционально - волевую сферу, познавательную деятельность).
Коррекционно-развивающая работа нацеливает на изменение во внутренней, психологической сфере воспитанников, но не на исправление недостатков, а выработку у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут детям стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Использую следующие формы работы : индивидуальная и подгрупповая (или занятия в малых группах).
Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
В моей работе мне помогают такие приемы как: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности, упражнения для развития познавательных процессов и прочие.
Я, как педагог-психолог, работаю с детьми, которые испытали последствиями изменений в социальной ситуации развития ребенка, негативно влияющими на его психо-эмоциональное состояние: адаптация ребенка к детскому саду, развод родителей, появление нового члена семьи, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т. д. В своей работе обязательно уделяю внимание особенностями поведения ребенка : агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т. д., его эмоциональным состояниям: страхи, тревожность; трудностями во взаимоотношениях ребенка с членами семьи, педагогами, сверстниками; недостаточным уровнем развития психических процессов ребенка (когда уровень памяти, внимания, мышления не соответствует возрасту).
Для детей с задержкой психического развития и нарушениями разрабатываю индивидуальные коррекционно — развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющие трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
Отдельное направление в моей работе занимает психологическая профилактика.
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Психологическое консультирование организую с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.
Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить программу обучения и воспитания ребенка в его индивидуальную программу развития, путем вовлечения ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.