Полина Жарова
Особенности психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании лиц с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Разница между интеграцией и инклюзией
При интеграции:
• Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу
• Классы остаются обычными
• Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь
Понятие интеграция охватывает включение конкретной нозологической группы в образовательную среду обычного класса.
При инклюзии :
• Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме
• Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ
• Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы
Публикация «Особенности психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании лиц с нарушениями речи» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• В классе могут обучаться дети разных нозологических групп
2. На данный момент система образования не в полном объеме готова к инклюзивному, т. к. присутствует нехватка педагогических кадров, тьюторов, сопровождающих образовательный процесс. Также не созданы специальные условия для обучения различных категорий лиц с ОВЗ.
3. Формы интеграции. Плюсы и минусы интегрированного обучения.
Формы интеграции:
Н. Н. Малофеева и Н. Д. Шматко выделяют следующие модели образовательной интеграции : :
Постоянная полная предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах и классах.
Постоянная неполная
Постоянная частичная – совмещают на дому и в общеобразовательном учреждении.
Временная частичная – не реже 2 раз в месяц.
Эпизодическая – минимальное социальное взаимодействие (глубокая УО).
Преимущества интеграции:
• дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;
• Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
• Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
• Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.
Минусы:
• Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога*, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.
• Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
• Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
• Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.
4. Анализ терминов инклюзивное образование и интегрированное образование
Инклюзивное образование (или включенное образование) – обучение
лиц с особыми возможностями в обычных образовательных учреждениях в
одном классе (группе) с обычными людьми. (из доклада М. И. Скороход, С. В. Чебровская)
ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности.
Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (закон об образовании)
Инклюзивное образование – (от франц. inclusif – включающий в себя, термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. (Сунцова А. С. «Теории и технологии инклюзивного образования»)
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку (ЮНИСЕФ. Инклюзивное образование в России)
Интегрированное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т. д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.
Интеграция в образовании – объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей.
Светловская Н. Н. считает, что интеграция – это процесс приспособления определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой или функциональной их однотипности.
В «Большой современной энциклопедии» понятие интеграция определяется как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.
Учитель школы-гимназии В. Н. Лямина дает такое определение: «Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном предмете обобщенных знаний той или иной области».