МААМ-картинки

Особенности психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании лиц с нарушениями речи

Полина Жарова
Особенности психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании лиц с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

1. Разница между интеграцией и инклюзией

При интеграции:

• Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу

• Классы остаются обычными

• Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь

Понятие интеграция охватывает включение конкретной нозологической группы в образовательную среду обычного класса.

При инклюзии :

• Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме

• Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ

• Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы

Публикация «Особенности психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании лиц с нарушениями речи» размещена в разделах

• В классе могут обучаться дети разных нозологических групп

2. На данный момент система образования не в полном объеме готова к инклюзивному, т. к. присутствует нехватка педагогических кадров, тьюторов, сопровождающих образовательный процесс. Также не созданы специальные условия для обучения различных категорий лиц с ОВЗ.

3. Формы интеграции. Плюсы и минусы интегрированного обучения.

Формы интеграции:

Н. Н. Малофеева и Н. Д. Шматко выделяют следующие модели образовательной интеграции : :

Постоянная полная предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах и классах.

Постоянная неполная

Постоянная частичная – совмещают на дому и в общеобразовательном учреждении.

Временная частичная – не реже 2 раз в месяц.

Эпизодическая – минимальное социальное взаимодействие (глубокая УО).

Преимущества интеграции:

• дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;

• Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.

• Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

• Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.

Минусы:

• Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога*, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.

• Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.

• Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.

• Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.

4. Анализ терминов инклюзивное образование и интегрированное образование

Инклюзивное образование (или включенное образование) – обучение

лиц с особыми возможностями в обычных образовательных учреждениях в

одном классе (группе) с обычными людьми. (из доклада М. И. Скороход, С. В. Чебровская)

ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности.

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (закон об образовании)

Инклюзивное образование – (от франц. inclusif – включающий в себя, термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. (Сунцова А. С. «Теории и технологии инклюзивного образования»)

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку (ЮНИСЕФ. Инклюзивное образование в России)

Интегрированное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т. д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Интеграция в образовании – объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей.

Светловская Н. Н. считает, что интеграция – это процесс приспособления определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой или функциональной их однотипности.

В «Большой современной энциклопедии» понятие интеграция определяется как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.

Учитель школы-гимназии В. Н. Лямина дает такое определение: «Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном предмете обобщенных знаний той или иной области».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Наблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга. Из опыта работыНаблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга. Из опыта работы Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании лиц с нарушениями речи
Опубликовано: 26 марта 2024 в 06:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании лиц с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Полина Жарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД