Инна Атаджанова
Особенности подвижной игры на разных возрастных этапах
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма.
Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Публикация «Особенности подвижной игры на разных возрастных этапах» размещена в разделах
Существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
2-ая младшая группа.
При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий, требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.
В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков («Найди свой цвет», «Беги к флажку», большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли («Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило, определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. Воспитательная и образовательная сторона п/игр усиливается, если при повторении они немного видоизменяются (не пройти, а пробежать) или усложняются. В данном возрасте объяснение игры сопровождается показом игровых действий, в дальнейшем объяснение сюжета и правил предшествуют игре.
В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.
Средняя группа.
Двигательная активность детей средней группы во многом обусловлена большим запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, проявляя выдержку, сообразительность. Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре («Найди пару», «Цветные автомобили», от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.
Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна, но при усложнении игры можно вводить второго водящего (например: «У медведя во бору» - два медведя).
Объяснение игры должно быть кратким, касаться только самого важного, стихотворный текст игры заучивается детьми прямо во время игры.
В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в те-чении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на роль водящего дети выбираю сами.
Нельзя по ходу игры давать указания, добиваться точности выполнения - это снижает эмоциональный настрой игры их активность, замечания по нарушению правил делаются по окончанию игры (например: тебя бы не поймал медведь, если бы ты не толкал ребят).
Правила в играх для средних детей усложняются; ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение уже знакомых, для того чтобы дети к концу года могли сами организовать игру с не-большой группой сверстников.
Повторяется игра на 2-3 занятиях, прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять организацию детей.
Старшая группа.
В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий («Пожарные на учении», «Охотник и зайцы», появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.
Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.
При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.
Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.
В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.
Подготовительная группа.
В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желаниями.
В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально - волевые качества.
Проявление физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.
В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.
Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.
Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.
Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.
В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.