Виктория Полюхович
Алгоритм действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования. Специфика проектирования в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Как вы знаете, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Публикация «Алгоритм действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования, Специфика проектирования в разных возрастных группах» размещена в разделах
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определенную систему – сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской (районной, поселковой) средой).
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды, практические полезные дела.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т. д., может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов.
Структура:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе с детьми разного возраста. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координации проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Азбука здоровья», «Любимая игрушка». Как говорилось ранее основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие сводной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1) обеспечивать психологическое благополучие и здоровье детей;
2) развивать познавательные способности;
3) развивать творческое воображения;
4) развивать творческое мышление;
5) развивать коммуникативные навыки.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это:
- обеспечить вхождения детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- способствовать пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности;
- формировать способность выдвигать гипотезы и самостоятельность в формулировании выводов.
Старший дошкольный возраст. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисково-исследовательской деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музей, в книжном уголке можно поставить яркие книги – энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему.
Работа над проектом включает деятельность педагога и деятельность детей и распределяется по этапам:
На I этапе (целеполагание - педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную задачу на определенный отрезок времени). Педагог формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, формулирует задачу. Дети на данном этапе являются инициаторами проекта, заявляя интересующую проблему, или входят в проблему, выдвинутую педагогом, вживаются в игровую ситуацию, принимают и дополняют задачи проекта.
На II этапе (разработка проекта). Педагог помогает в решении выдвинутых задач, оказывает помощь в планировании деятельности и организует ее. Дети же объединяются в рабочие группы, распределяют задания. На данном этапе к реализации задач проекта подключаются родители.
На III этапе (выполнение проекта) у детей идет накопление знаний, умений и навыков, педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.
На IV этапе (поведение итогов) педагог организует презентацию проекта, совместно с детьми оформляет продукт, полученный в ходе реализации проекта, а затем и представляя его зрителям или экспертам.
Структура проекта:
1. Тема.
2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
3. Возраст детей.
4. Актуальность тему проекта (обосновать выбор темы).
5. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
6. Цель проекта.
7. Задачи проекта.
8. Этапы реализации.
9. Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования. Указать список литературы, выделив методическую литературу для детей, а также оборудование, которое необходимо изготовить или приобрести до начала реализации проекта.
10. Основной этап. Описать последовательность организации:
- с родителями;
- оснащение предметно-развивающей среды.
11. Завершающий этап. Систематизация материалов, подведение итогов.
12. Ожидаемый результат.