Наталья Овсяникова
Картотека игр и эстафет для детей разных возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка и игры являются первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Комплекс игр и эстафет«Воздушный шарик»
Публикация «Картотека игр и эстафет для детей разных возрастных групп» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
- на асфальте нарисован большой воздушный шар, внутри которого геометрические фигуры 4-х видов (круги, ромбы, треугольники, квадраты) с порядковыми номерами и разного цвета;
- используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе их организации;
- с целью повышения двигательной плотности физкультурно-оздорови-тельных мероприятий на асфальте можно нарисовать 2 или 3 воздушных шарика.
Найди свое место!»Возраст с 3 – 7 лет
Цель: развитие ловкости, умения быстро реагировать на сигнал, формирование навыков ориентировки в пространстве.
Описание игры: Дети передвигаются вокруг шарика, выполняя задания: по команде «Треугольники!» стараются встать на треугольники; по команде «Круги!» занимают круги и т. д.
Усложнение:
Вариант 1. При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется (бег, подскоки, галоп, прыжки на 2-х или одной ноге и др.).
Вариант 2. Вместо фигур педагог называет цвета или цифры
Вариант 3. Количество участников игры может быть больше, чем количество определенных фигур, и тогда дети, не успевшие занять место, выбывают из игры.
«Кто быстрей?» - эстафета(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; упражнять в выполнении прыжков разными способами.
Описание эстафеты : В эстафете участвуют 2 – 4 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда – напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команды прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включается следующий участник команды и т. д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.
Усложнение:
- прыжки на одной ноге;
- прыжки на 2-х ногах с мячом (мешочком) между колен.
«Донеси – не урони!» - эстафета(5 – 7 лет)
Цель: развитие координации движений, чувства равновесия, умения действовать в команде.
Описание эстафеты : Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
Вариант:
передвигаясь по фигурам, нести теннисный
шарик на ракетке.
«По местам!»(3 – 7 лет)
Цель: развитие внимания, умения действовать по сигналу, формирование навыков ориентировки в пространстве.
Описание игры: Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Синие!» бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на фигурах синего цвета; по сигналу «Зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на фигурах зеленого цвета; по сигналу «Оранжевые!» начинают бег дети, стоящие на оранжевых фигурах и т. д. По команде «По местам!» все стараются найти фигуру своего цвета.
Вариант 1.
При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется (бег, подскоки, галоп, прыжки на 2-х или одной ноге и др.).
Вариант 2. (5 – 7 лет).
Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч (одной рукой, двумя руками, попеременно правой и левой рукой).
«С кочки на кочку»(2 – 3 года)
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
Описание игры: Прыжки на двух ногах по фигурам ( желательно создавать различные игровые ситуации: прыгаем как зайки, прыгаем как лягушки; прыгаем через болото, прыгаем, чтобы попасть в гости к кому-нибудь или добраться до предмета, лежащего на другой стороне шарика).
Вариант:
- для детей 3-х лет можно предлагать передвигаться по фигурам определенного цвета (только по синим, зеленым и т. п.).
«Пройди и перешагни»(2 – 3 года)
Цель: упражнять детей в ходьбе с перешагиванием, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
Описание игры: Ходьба с перешагиванием через фигуры (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).
Вариант:
- прыжки через фигуры.
«Снайперы»(4 -7 лет)
Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость.
Описание игры: На фигурах расставляются кольцебросы. Дети размещаются за контуром воздушного шарика, у каждого по 3 – 5 колец, которые они по сигналу взрослого одновременно начинают набрасывать на кольцеброс. Игра заканчивается, когда у детей не останется колец. Подсчитываются попадания, выбирается самый меткий игрок.
Вариант (3 – 7 лет) :
- метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.
Комплекс игр и эстафет «Змейка»
- на асфальте чертят 2 дорожки, одинаковые по длине и количеству поворотов; «змейки можно расчертить клетками 2-х контрастных цветов, чередуя их;
- используется для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений;
- способ организации детей – поточный.
«Быстрая команда» - эстафета(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости и быстроты, умения двигаться разными способами по ограниченной извилистой дорожке, сохраняя равновесие и скорость движения, формирование навыков игры в команде, обогащение двигательного опыта.
Описание эстафеты : Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под № 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий игрок и т. д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.
Варианты:
- эстафета с ведением мяча (обруча); ведение мяча клюшкой по дорожке;
- бег в чередовании с прыжками через короткую скакалку;
- прыжки через длинную скакалку с продвижением вперед;
прыжки на двух ногах (одной ноге) из клетки в клетку; через клетку
(только по зеленым или только по желтым); через саму змейку; боковые прыжки;
две команды одновременно начинают бег по дорожкам; побеждает та
команда, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.
«По извилистой дорожке» - игровое упражнение, парное соревнование(3 – 5 лет)
Цель: развитие ловкости, координации движений, чувства равновесия, обогащение двигательного опыта.
Описание соревнования: разные виды ходьбы, бега, прыжков по извилистой дорожке с сохранением равновесия (для детей младшего возраста создавать игровые ситуации).
Вариант:
- для детей 4 – 5 лет можно ввести элементы соревнования парами (по типу игры «Наперегонки вдвоем.
Комплекс игр и эстафет«Геометрические фигуры»
- на двух противоположных сторонах площадки рисуют несколько видов геометрических фигур разного цвета в чередующемся порядке;
- используется для игр и эстафет с одновременным участием всех детей.
«Кто быстрей?» - эстафета(4 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на
сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать
навыки ориентировки в пространстве.
Описание эстафеты : дети располагаются на фигурах. Их
количество должно соответствовать числу детей. По сигналу
«Треугольники!» бегут наперегонки дети, стоящие на
треугольниках. Добегают до таких же фигур на противоположной
стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру,
воспитатель называет другую фигуру (или цвет).
Варианты (5 – 7 лет) :
- дети передвигаются по площадке с мешочком на голове;
- дети передвигаются по площадке, отбивая мяч (целесообразно использовать
разные способы ведения мяча, прокатывая обруч; прыгая через скакалку;
- дети передвигаются по площадке разными способами (прыжками, спиной
вперед, гигантскими шагами, приставным шагом, подскоками, галопом, на носках,
на пятках и пр.);
дети передвигаются по площадке, преодолевая различные препятствия
(подлезая под дуги, перепрыгивая через бруски, огибая кубы, собирая и
расставляя кегли и др.)
Добеги и принеси!» эстафета(3 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на
сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать
навыки ориентировки в пространстве.
Описание эстафеты : Игроки располагаются на фигурах с одной
стороны площадки. На противоположной стороне напротив
каждого ребенка на такой же фигуре лежит какой-нибудь предмет
(кубик, флажок, кегля и пр.). По команде ведущего дети должны
добежать до своего предмета и принести его: при повторении
эстафеты отнести предмет.
Вариант:
условия те же, но на противоположной стороне напротив
каждого ребенка вертикально установлен обруч; по сигналу
ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них, берут предмет
и возвращаются на свое место. Игру можно повторить несколько раз,
называя разные фигуры.
«Найди фигуру»(4 – 7 лет)
Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение
реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт,
формировать навыки ориентировки в пространстве.
Описание игры: Все дети двигаются врассыпную, выполняя
задания ведущего (бегом, шагом, на носках, в полуприседе, высоко
поднимая колени, прыжками, галопом, как мышки, как медведи,
как зайчики и др.). Неожиданно ведущий говорит название фигуры
(цвета) – дети стараются найти соответствующий рисунок и встать
на него. Дети, не успевшие занять фигуру или допустившие
ошибку, считаются проигравшими.
Варианты:
при назывании фигуры можно сочетать сразу 2 признака: цвет и
название (красный квадрат, синий треугольник и т. п.)
Комплекс игры и эстафет «Паровозик»
- на асфальте чертятся 2 одинаковых
паровозика;
используются для организации соревнований,
игр-эстафет;
рациональнее использовать поточный способ
организации детей.
«Кто быстрей?» - эстафета(5 – 7 лет)
Цель: развитие ловкости, быстроты,
координации движений, умения действовать в
Команде; обогащение двигательного опыта.
Описание эстафеты : Дети делятся на 2 команды. По сигналу
ведущего первые участники каждой начинают двигаться по
вагончикам прыжками с поворотом – по стрелкам (или между ними
змейкой) и остаются на противоположной стороне паровозика.
Задание начинают выполнять следующие участники и т. д.
Побеждает команда, которая быстрее построится с другой
стороны.
Варианты: прыжки из вагончика в вагончик; прыжки по стрелкам
вагончиков с поворотом; прыжки на одной ноге, на двух ногах с мешочком
между колен из вагончика в вагончик; ведение мяча змейкой между
вагончиками;
«Веселый паровозик»(2 – 4 года)
Цель: развитие ловкости, координации движений,
умения действовать по сигналу, обогащение
двигательного опыта, формирование навыков
ориентировки в пространстве.
Варианты игр и упражнений для младших дошкольников
«Не задень!» : передвижение змейкой между вагончиками
разными способами (прыжками как зайчики; на носочках как
мышки; с высоким подниманием колена; ходьба и бег
«паровозиком», «ручейком»).
2) «Пройди и перешагни!» : ходьба с перешагиванием через вагоны
– для детей 4-х лет с мешочком на голове.
3) «Ловкие ножки!» : прыжки из вагончика в вагончик с продвижением вперед на двух ногах (с 4-х лет – можно на одной ноге).
4) «Попади в вагон!» : метание мешочков в горизонтальную цель.