Буданова Евгения
Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для развития связной речи у детей на разных возрастных этапах.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В Концепции дошкольного воспитания отмечено, что главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она пронизывает всю жизнь ребенка. В детском саду должны быть созданы условия для полноценного общения детей.
Публикация «Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Развитие полноценной речи является наиважнейшим условием успешности обучения. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы.
Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках времен года и т. д.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и».
В условиях современного дошкольного образования актуальной стала проблема наиболее сложного этапа овладения детьми родным языком - овладение связной речью.
Чтобы дети научились связно и красиво строить свои высказывания, необходимо ежедневно на всех возрастных этапах проводить :
артикуляционную гимнастику;
дыхательную гимнастику;
пальчиковые игры и упражнения;
в режимных моментах использовать фольклор, художественное слово, стихи, песни.
Игры и упражнения для развития связной речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими. Задачи всестороннего развития ребёнка будут решаться полноценно только при условии правильного обучения речи.
Игры с предметами или игрушками
Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.
Олины помощники. Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.
Ход: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники, что они помогают делать Оле?
Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги. Что это? (Это ноги). Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют). Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. (Руки берут, рисуют, глаза смотрят и т. д.)
Почтальон принёс открытку. Цель: Учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.
Ход: В дверь кто-то стучит. Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован. Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто изображён, что делает?
Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его действия. Затем воспитатель перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.
Что за предмет? Цель: учить правильно называть предмет.
Ход: Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.
Разноцветный сундучок. Цель: Учить детей называть предметы.
Ход: Воспитатель показывает детям сундучок и говорит:
Я картинки положила в разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.
Волшебный кубик. Цель: Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.
Ход: Ребё нок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:
«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт, и произнести соответствующий звук (У-у-у).
Помоги мишутке найти свою тарелку. Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их (маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю).
У кого какая шубка. Цель: Учить детей вычленять характерные особенности животных и птиц. Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.
Словесные игры.
Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Эхо. Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход: воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок» Эхо» тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и. т. д.
Паровоз. Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»
Ход: воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.
Лошадка. Цель: Учить правильно произносить звук «И»
Ход: воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.
Настольно-печатные игры
Используются как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.
Подбор картинок по парам. Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.
Разрезные картинки и кубики. Цель: Развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет.
Найди такой же предмет. Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
«Подуем на снежинку». Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
«Бабочка летает». Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
«Плывет, плывет кораблик». Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идем по кругу, посмотри. И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки. Поскакали, поскакали: скок, скок, скок. А потом, как аисты встали – и молчок.
Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
Игры – подражания с речевым сопровождением.
«Птичий двор» Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру нам споет «Ку-ка-ре-ку!»