Светлана Канищева
Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Не секрет что всю жизнь нас окружают сказки. Сказки бывают разные - волшебные, бытовые, а встречаются короткие, но очень мудрые и поучительные сказки – ПРИТЧИ
Одну из таких хотела бы вам поведать…
Вода бежала, ударялась о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, – маленький горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану. Я спросила у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал: «Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и не лёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову».
Публикация «Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Путь познания – подобен пути ручья. И наше предназначение, как педагогов – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить достойно встречать преграды и преодолевать их, научить распознавать опасности и уметь себя защитить.
Задача воспитателя - помочь своим воспитанникам пройти нелегкий путь. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.
Каждый день, общаясь с детьми, такими разными и неугомонными, испытывать радость и удовлетворение. Думать о них, сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить. Любить ребенка легко, он умиляет своей беззащитностью, милыми детскими чертами, а вот увидеть в нем личность, помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель.
Секрет прост. Учитывая возрастные особенности детей, дать возможность детям использовать все сенсорные возможности познания окружающего мира, организовывая познавательную деятельность через познание себя, окружающего мира через игру.
Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.
Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. Знания, представления, умения, навыки, в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и практическое применение в детских играх.
Игра – действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики.
Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей, радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.
Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.
Игра – это работа ребенка над самим собой. Это, не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет – летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям и т. д. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.
Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.
Игра - это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях.
Так в процессе работы оттачивается то, что дано ребенку природой. Как тот ручей, который, пробивая свое русло, вынужден бурлить и разливаться, чтобы дать «жизнь» себе. Течение вод всегда светлое, звонкое, чистое…
Оттачивается для того, чтобы подготовить детей, наших воспитанников, к пониманию и решению проблем связанных с разными сторонами реальной жизни, к жизнеспособному существованию, безопасному для самого себя и развитию в изменяющемся современном обществе.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).
Основные особенности сюжетно – ролевой игры :
• соблюдение правил (правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя);
• социальный мотив игр (игра – возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений);
• в сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие ребёнка (Выдающийся русский психолог Л. С. Выгодский отмечал, что хотя ребёнок создаёт в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. А Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка);
• в ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника;
• в сюжетно - ролевой игре развивается воображение и творчество;
• развитие речи ребёнка;
Виды сюжетно – ролевых игр :
Игры на бытовые сюжеты («в дом», «в семью», «праздники», «дни рождения»).
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, почта, больница милиция, пожарные, цирк и т. д.)
Игры на героико - патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты).
Игры на темы литературных произведений, кино, теле и радиопередач.
«Режиссёрские» игры (в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол).
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными учёными отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой еще» 30-х годах. Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются: Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина Н. Ф. Тарловская, В. Я. Воронцова, С. И. Щербакова и т. д. Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.
Самое сложное и важное для педагога – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре : как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу так и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, переживания.
Компоненты сюжетно - ролевой игры :
- Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятель-ности окружающих.
- Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
- Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с сюжетом.
Особенности руководства сюжетно - ролевой игрой в группах раннего возраста :
Планируется:
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности (в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе);
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей.
Роль педагога:
Главное действующее лицо – вовлекает в игру, предоставляет детям возможность выбора вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует созданию эмоционально – насыщенной атмосферы в игре.
Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
в младшей группе:
Планируется:
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (50 минут – 1 час);
- в ходе режимных моментов (20 – 25 минут);
- в самостоятельной деятельности детей.
Роль педагога:
- при сговоре на игру - главное действующее лицо - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.
Включается в игру во второстепенной роли.
Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
в средней группе:
Планируется:
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (1 час – 1 час 10 минут);
- в ходе режимных моментов (25 - 40 минут);
- в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре.
Роль педагога:
- при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать, вносить в игру самое интересное из своей жизни.
- при обсуждении содержания игры – репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт.
Включается в игру во второстепенной роли.
Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
в старшей и подготовительной к школе группах:
Планируется:
- в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (1 час 40 минут);
- в ходе режимных моментов (45 – 50 минут);
- в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.
Роль педагога:
- учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр;
- объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность;
- включает в игру застенчивых детей способствует поло -ролевой социализации мальчиков и девочек в игре;
- способствует овладению детьми более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.
Роль педагога в ходе игры - второстепенная.