Папки-передвижки

Консультация «Основные особенности сюжетно-ролевой игры»

Воронина Анастасия
Консультация «Основные особенности сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Основные особенности сюжетно-ролевой игры

Следует начать с соблюдения правил игры.

Соблюдение правил должно у ребенка воспитываться. В сюжетно-ролевой игре, подчинение правилу - сама суть игры.

Осваивая правила ролевого поведения - осваиваются и моральные нормы. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Мотив игры носит социальный характер.

Публикация «Консультация „Основные особенности сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах

Вожно, что игра дает возможность ребнку оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Игра ребенка богата эмоциями, некоторые из них в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи наблюдаются такие слова: «как будто», «пона-рошку» и «по правде». Игровые переживания всегда искренни: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, продавщица действительно волнуется, что бы правильно посчитать сдачу.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра выявляет переживания ребенка, формирует его чувства. Когда ребенок подражает пожарникам, он передает свое восхищение ими, мечту спасать людей. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие игровых сюжетов связано с умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. Возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; появляются любимые герои книг и мультфильмов, которым дети стремятся подражать. Вследствие чего идеи игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением, постепенно развиваясь, продолжаются неделями. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, этапе развития игрового творчества, постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Согласованность действий сочетается с импровизацией в длительных сюжетно-ролевых играх. Дети намечают последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи и образы. Так, во время многодневного «сухопутного путешествия» то один, то

другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: караван ищет оазис и находит потерянный замок, нашли волшебную лампу, исполняющую желания, продавали товары бедуинам.

Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, эпизоды из сказок, увиденные ими в кукольном театре и в мультфильмах (для них важны яркие зрительные впечатления).

На четвертом и пятом году жизни в старые любимые игры включаются новые впечатления. В игре начинает отражаться жизненные впечатления в разных комбинациях. Это помогает образованию общих представлений, облегчает понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и предметы их замещающие (обладающие воображаемыми признаками). Способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.

Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.

Если задерживается в своем развитии речь, то задерживается и развитие воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи.

Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них, («детский кукольный театр»)

Уровни развития сюжетно-ролевой игры :

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер.

Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют с взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным

правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существу-ют долгое время.

В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек - самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.

Исходя из концепции Н. Я. Михайленко, развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице:

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н. Я. Михайленко)

Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации.

3-4 года Отдельные игровые действия, носящие игровой характер. Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. Роль называется. Дети по ходу игры могут менять роль. Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры. Дети придерживаются своей роли до конца игры. Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.

6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество) Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговаривается до начала игры. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

Литература

1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.

2. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л. Н. Павловой. М., 1986.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М., 1966.

4. Программа «Воспитание и обучение в детском саду»/ под ред. Васильевой М. А. Комаровой Т. С., Гербовой В. В. Москва 2005.

Публикации по теме:

Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в первой младшей группе .

Конспект сюжетно-ролевой игры «АЗС» Цель: Развитие партнерских отношений, коммуникативных способностей между детьми в детской проектной деятельности. Задачи: Формировать.

Доклад «Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой» Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Спасатели» Сюжетно-ролевая игра «Спасатели» Цель: Расширять и закреплять умения и знания детей о работе службы спасения в игре. Задачи: Учить находить.

Макеты для сюжетно-ролевой игрыМакеты для сюжетно-ролевой игры Кто из детей не хочет попробовать побыть строителем,инженером? Построить машину, парикмахерскую,а потом обыграть постройку? Что бы дать.

Особенности взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре Научи меня играть, а потом уже считать, умножать, стихи читать! - Откройте рот. - Откройте рот. - Но у меня болит пятка. - Откройте рот,.

Организация сюжетно-ролевой игры «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» Цель: Закрепить знания о библиотеке. Задачи: • Расширять представление детей о профессии библиотекарь, содержание и значимость труда библиотекаря.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Цирк» Сюжетно-ролевая игра - где можно расширить всю фантазию своих идей. Хочу поделиться игрой, где можно задействовать всех деток. Цель: Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Основные особенности сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 00:27
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Основные особенности сюжетно-ролевой игры»» (включая файлы) размещена пользователем Воронина Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД