Воронина Анастасия
Консультация «Основные особенности сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные особенности сюжетно-ролевой игры
Следует начать с соблюдения правил игры.
Соблюдение правил должно у ребенка воспитываться. В сюжетно-ролевой игре, подчинение правилу - сама суть игры.
Осваивая правила ролевого поведения - осваиваются и моральные нормы. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Мотив игры носит социальный характер.
Публикация «Консультация „Основные особенности сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Вожно, что игра дает возможность ребнку оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Игра ребенка богата эмоциями, некоторые из них в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи наблюдаются такие слова: «как будто», «пона-рошку» и «по правде». Игровые переживания всегда искренни: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, продавщица действительно волнуется, что бы правильно посчитать сдачу.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра выявляет переживания ребенка, формирует его чувства. Когда ребенок подражает пожарникам, он передает свое восхищение ими, мечту спасать людей. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие игровых сюжетов связано с умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. Возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; появляются любимые герои книг и мультфильмов, которым дети стремятся подражать. Вследствие чего идеи игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением, постепенно развиваясь, продолжаются неделями. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, этапе развития игрового творчества, постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.
Согласованность действий сочетается с импровизацией в длительных сюжетно-ролевых играх. Дети намечают последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи и образы. Так, во время многодневного «сухопутного путешествия» то один, то
другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: караван ищет оазис и находит потерянный замок, нашли волшебную лампу, исполняющую желания, продавали товары бедуинам.
Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, эпизоды из сказок, увиденные ими в кукольном театре и в мультфильмах (для них важны яркие зрительные впечатления).
На четвертом и пятом году жизни в старые любимые игры включаются новые впечатления. В игре начинает отражаться жизненные впечатления в разных комбинациях. Это помогает образованию общих представлений, облегчает понимание связи между разными явлениями жизни.
Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и предметы их замещающие (обладающие воображаемыми признаками). Способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.
Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.
Если задерживается в своем развитии речь, то задерживается и развитие воображения.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи.
Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них, («детский кукольный театр»)
Уровни развития сюжетно-ролевой игры :
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер.
Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют с взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным
правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существу-ют долгое время.
В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек - самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.
Исходя из концепции Н. Я. Михайленко, развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице:
Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н. Я. Михайленко)
Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации.
3-4 года Отдельные игровые действия, носящие игровой характер. Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый.
4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. Роль называется. Дети по ходу игры могут менять роль. Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры. Дети придерживаются своей роли до конца игры. Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.
6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество) Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговаривается до начала игры. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.
Литература
1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
2. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л. Н. Павловой. М., 1986.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М., 1966.
4. Программа «Воспитание и обучение в детском саду»/ под ред. Васильевой М. А. Комаровой Т. С., Гербовой В. В. Москва 2005.