Наталья Мелехина
Значение сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт своей работы по теме «Значение сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста».
Труды известных учёных Даниила Борисовича Эльконина, Розы Иосифовны Жуковской и многих других ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Поэтому столь актуально использование сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его позитивных личностных качеств и социализации.
Публикация «Значение сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Социализация – это последовательное всестороннее включение ребёнка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности.
Наблюдая за детьми в непрерывной непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментах, в играх я сделала вывод, что у некоторых детей есть проблемы в социализации. Проявляется излишняя робость, замкнутость, агрессивность, нежелание следовать правилам и требованиям взрослых, упрямство, конфликтность, недостаточное развитие знаний и игровых умений, влияющих на создание благоприятного климата коллективных взаимоотношений. Также я заметила, что у детей нет достаточных знаний об окружающем мире и социальной действительности. Таким образом, возникла необходимость направить работу на создание благоприятных условий для социализации дошкольников в рамках детского сада;
В связи с этим был разработан и реализован проект: «Развиваемся, играя!», главной целью которого является создание условий для полноценного социального развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Достижение поставленной цели я решала через следующие задачи:
- Расширить социализацию детей через знакомство с окружающим миром.
-Углубить интерес детей к игре,
-Воспитывать умение самостоятельно развивать сюжет игры
- Формировать у детей более сложные игровые умения,
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской, поддерживать положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.
В рамках проекта составлен календарно-тематический план мероприятий и сюжетно-ролевых игр, в котором отражались такие формы работы, как:
• Совместная деятельность взрослых и детей.
К каждой сюжетно-ролевой игре мы с ребятами готовились заранее. Совершали экскурсии в пожарную часть, в школу, в библиотеку.
Об экскурсии в пожарную часть нами опубликована статья в газете Вечернее Белово.
Осуществляли целевые прогулки в почтовое отделение связи, ДК «Шахтёр».
Экскурсии в поликлинику, супермаркет, аптеку, ателье ребята, в качестве домашнего задания, осуществляли вместе с родителями, а потом во время беседы делились друг с другом впечатлениями. С помощью художественного слова мы усиливали впечатления и закрепляли полученные знания. Вместе мы изготавливали атрибуты для сюжетно-ролевых игр, к изготовлению которых иногда привлекали и родителей. Потом распределяли роли и обыгрывали сюжет. В течение года были проведены игры : «Семья», «День рождения», «Автобус», «Больница», «Магазин», «Дом культуры», «Парикмахерская», «Кафе», «Ателье», «Цирк», «Школа», «МЧС спешит на помощь», «Мы военные лётчики», «Пограничники».
• Для формирования представлений о людях разных профессий в течение года мы организовывали встречи детей с интересными людьми. Приглашали родителей рассказать о своей работе; приглашали ветеранов труда, участников событий ВОВ, эти встречи оставили неизгладимые впечатления в сознании детей. Об одной из таких встреч нами опубликована заметка в газете «Вечернее Белово».
• Свободная самостоятельная деятельность детей, рассматривалась, как одна из форм реализации проекта. Так как именно в творческой самодеятельной игре происходит переработка, преобразование и усвоение всего того, что ребёнок берёт из жизни (А. П. Усова)
• Также в течение года обновлялись и пополнялись центры сюжетно-ролевых игр, игровые полифункциональные атрибуты, дидактические игры, игры – макеты, создана картотека сюжетно-ролевых игр. Разработана памятка для воспитателей «Тематика сюжетно-ролевых игр по возрастам» и консультация для родителей «Учите детей играть».
На основе эмпирического исследования, сделала вывод, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли изменения показателей уровня социализации вех детей группы. К концу учебного года дети научились дружить, договариваться, без конфликтов, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, стали более организованны. Дети овладели разными формами и видами игры, у них сформированы навыки игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил. Расширены знания об окружающем мире и социальной действительности.