Наталья Грибкова
Модель воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС.
▼ Скачать + Заказать документы
Модель воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС
Нормативно-правовая база:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности
- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1»
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Публикация «Модель воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС,» размещена в разделах
Главная цель введения ФГОС ДО – стандартизировать содержание дошкольного образования и обеспечить
каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе.
Модель – воспитательно образовательного процесса
Cоздать усовершенствованную модель воспитательно – образовательного процесса, которая войдет в базовую часть образовательной программы ДОУ. Такая многогранная модель станет индивидуальной для каждого конкретного дошкольного учреждения.
Формы образовательной деятельности
Ранний возраст
№ п/п Направление развития ребенка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Физическое
развитие -прием детей на воздухе в теплое время года
- гигиенические процедуры
- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)
-физминутки на занятиях
-физкультурные занятия
-прогулка в двигательной активности
- закаливание
- физкультурные досуги, игры и развлечения
- самостоятельная двигательная активность
- прогулка (инд. работа по развитию движений)
2; 3. Познавательное, речевое развитие
- занятия
- дидактические игры
- наблюдения
- беседы
- экскурсии - занятия
- игры
- досуги
- индивидуальная работа
4. Социально – коммуникативное
развитие - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
- формирование навыков культуры еды
- этика быта
- формирование навыков культуры общения
- театрализованные игры
- сюжетно – отобразительные игры - индивидуальная работа
- эстетика быта
- игры с ряженьем
- работа в книжном уголке
- сюжетно – отобразительные игры
5. Художественно – эстетическое
развитие - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
- эстетика быта
- экскурсии в природу - музыкально – художественные досуги
- занятия
- индивидуальная работа
Младший дошкольный возраст
№ п/п Направление развития ребенка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Физическое развитие -прием детей на воздухе в теплое время года
- утренняя гимнастика
- гигиенические процедуры
- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
-физминутки на занятиях
-физкультурные занятия
-прогулка в двигательной активности - гимнастика после сна
- закаливание
- физкультурные досуги, игры и развлечения
- самостоятельная двигательная активность
- прогулка (инд. работа по развитию движений)
2; 3. Познавательное, речевое развитие - занятия
- дидактические игры
- наблюдения
- беседы
- экскурсии
- исследовательская работа, опыты, экспериментирование - занятия
- игры
- досуги
- индивидуальная работа
4. Социально – коммуникативное развитие - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
- оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы
- этика быта, трудовые поручения
- формирование навыков культуры общения
- театрализованные игры
- сюжетно – ролевые игры - индивидуальная работа
- эстетика быта
- трудовые поручения
- игры с ряженьем
- работа в книжном уголке
- общение младших и старших детей
- сюжетно – ролевые игры
5. Художественно – эстетическое развитие - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
- эстетика быта
- экскурсии в природу - музыкально – художественные досуги
- занятия
- индивидуальная работа
Старший дошкольный возраст
№ п/п Направление развития ребенка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Физическое развитие - прием детей на воздухе в теплое время года
- утренняя гимнастика
- гигиенические процедуры
- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)
- физминутки на занятиях
- физкультурные занятия
- прогулка в двигательной активности - гимнастика после сна
- закаливание
- физкультурные досуги, игры и развлечения
- самостоятельная двигательная активность
- прогулка (инд. работа по развитию движений)
2; 3. Познавательное, речевое развитие - занятия познавательного цикла
- дидактические игры
- наблюдения, беседы
- экскурсии
- исследовательская работа, опыты, экспериментирование - занятия
- развивающие игры
- интеллектуальные досуги
- клубы по интересам
- индивидуальная работа
4. Социально – коммуникативное развитие - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
- оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы
- формирование навыков культуры еды
- этика быта, трудовые поручения
- дежурство по столовой, в уголке природы, помощь в подготовке к занятиям
- театрализованные игры
- сюжетно – ролевые игры - воспитание в процессе хозяйственно – бытового труда и труда в природе
- эстетика быта
- тематические досуги в игровой форме
- работа в книжном уголке
- общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения)
- сюжетно – ролевые игры
5. Художественно – эстетическое развитие - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
- эстетика быта
- экскурсии в природу
- посещение музеев - музыкально – художественные досуги
- занятия
- индивидуальная работа
Система физкультурно – оздоровительной работы ДОУ состоит из:
-комплексной системы физкультурно – оздоровительной работы;
-оптимального двигательного режима;
-оздоровительного режима;
-форм и методов по оздоровлению детей;
-мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей;
-направления работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей;
Принципы построения образовательного процесса в ДОУ.
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников спецификой и возможностями образовательных областей;
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Интеграция образовательных областей
«Интеграция содержания дошкольного образования» – объединение в единое целое отдельных частей, состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса
Виды интеграции
- Интеграция содержания психолого – педагогической работы по образовательным областям.
- Интеграция детской деятельности.
- Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого – педагогических задач 2 – х и более областей.
- Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса
Описана в Научной концепции под редакцией В. И. Слободчикова (2005 года)
Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца
Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности
Основания для выбора темы.
- События, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (своего города, страны, мирового сообщества);
- Явления нравственной жизни (Дни доброты, спасибо, друзей и другие);
- Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
- Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
- Традиционные праздничные события (В группе, в детском саду, семье, обществе, государства);
- Проекты.
Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
1)Занятия (образовательная деятельность)
Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.
2)Решение образовательных задач в ходе режимных моментов.
Актуальная предметно-развивающая среда, соответствующая психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемые к её построению.
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность. Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.