Дарья Владимировна Малахова
Особенности организации и проведения проектной деятельности в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня метод проектов широко используется в работе дошкольных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Публикация «Особенности организации и проведения проектной деятельности в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Что же такое «ПРОЕКТ»?
Проект (от лат. Брошенный вперед) :
1. План, замысел.
2. Разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
3. Предварительный текст какого-либо документа.
Проект – спрогнозированный комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы. Проект завершается созданием проектного продукта.
Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния.
Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план.
Проектное обучение комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность детей (научить проектированию).
Метод проектов (в обучении детей) – это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии, завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен иметь соответствующее оформление.
«Проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Применительно к работе с дошкольниками проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Суть «Метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Основной целью проектного метода с дошкольниками является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Основные требования к использованию метода проектов
• в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
• проект – это «игра всерьёз»;
• результаты её значимы для детей и взрослых;
Обязательные составляющие проекта :
- детская самостоятельность (при поддержке педагога,
- сотворчество ребят и взрослых,
- развитие коммуникативных способностей детей,
- познавательных и творческих навыков;
- применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:
«Для чего нужен проект?»,
«Ради чего он осуществляется?»,
«Что станет продуктом проектной деятельности?»,
«В какой форме будет презентован продукт?»
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Работа над проектом
Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов” :
1. Что знаю?
2. Что хочу узнать?
3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей);
• обращается за рекомендациями к специалистам;
• вместе с детьми составляет план - схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал.
Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности
(творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того,
- чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе,
- испытать чувство гордости за достижения,
- осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит. д.).
Последовательность работы педагога над проектом
на данном этапе:
• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
• подводит итоги (выступает на педсовете, методическом объединении, обобщает опыт работы).
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности.
Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающее - организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Три этапа развития проектной деятельности :
Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
Исследовательские - творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, альбомов, драматизации.
Ролево - игровые проекты : с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Информационно - практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Неделя театра»).
творческие проекты
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
• На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
• Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
• Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
• Составление плана-схемы проекта.
• Сбор, накопление материала.
• Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
• Презентация проекта, открытое занятие.
В настоящее время проекты классифицируются :
• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации.
Типология проектов в дошкольном образовании :
По количеству участников индивидуальные групповые
По содержанию Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности
Краткосрочные (1-4 недели, Среднесрочные (до 1 месяца, Долгосрочные (полугодие, год)
По доминирующему виду проектной деятельности
Информационные, Исследовательские, Творческие Проектно-ориентированные
С точки зрения педагога проектная деятельность с дошкольниками хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни.