Бунакова Елена
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, представителей живой природы. Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать систему нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в непосредственной образовательной деятельности. Это является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в детском саду. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине развито не в полной мере. Поэтому нами был разработан проект «Россия - наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проект : долгосрочный, групповой, исследовательско - творческий.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель. Сроки реализации проекта : Январь - май.
Цель проекта : Создание условий для воспитания гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи: Формировать у детей духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине – России, к своей нации. Толерантное отношение к представителям других национальностей. Формировать уважительное отношение к человеку - труженику, результатам его труда, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Этапы проведения и реализации проекта :
1. Поисковый, аналитический: Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
2. Практический:
Проведение цикла познавательных бесед и занятий на темы: «Город Черногорск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Хакасия!», «Россия - наш общий дом» и т. д. ; Оформление альбомов; изготовление дидактических игр по краеведению; Оформление выставок рисунков (совместно с родителями); Экскурсии и фото - экскурсии по городу, посещение музея; Разучивание стихов, песен о Родном городе, Хакасии, России. Знакомство с народным творчеством; Создание мини – музея «Наша Родина – Россия»; Проведение праздников и развлечений в детском саду.
3. Презентационный: Презентация проекта; Экскурсия по мини - музею «Наша Родина – Россия»; Выставка детского творчества; Спортивный праздник: «Боевые традиции России».
Подведение итогов проекта : Беседа: «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Основные направления реализации проекта :
Разработать и провести циклы занятий и бесед с детьми: «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Улицы родного города», «Мой родной город – Черногорск», «Моя Родина – Россия», «Государственная символика России и Хакасии», «Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество)», «Москва – столица нашей Родины», «Природа Хакасии, России», «Защитники отечества», «Народные герои – гордость страны», «Знакомство с былинами», «Женской костюм от младенчества до старости», «Язык нашей Родины – русский язык».
Организовать совместную творческую деятельность воспитателей, детей и родителей : Проведение праздников и развлечений в детском саду: «День защитников отечества», «9 Мая – день Победы», «День матери», «Праздники по народному календарю». Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей : «Наша Родина – Россия», «Город Черногорск – глазами детей».
Организация дней здоровья. Спортивные развлечения, эстафеты, «Весёлые старты».
Провести акции: «Покормите птиц зимой», «Память», «Озеленение территории детского сада»
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Моряки», «Больница» «Пожарные», «Спасатели», «Пешеходы и пассажиры» и т. д. ; Дидактические игры по краеведению: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и т. д. ; Оформление мини-музея «Наша Родина – Россия»; Оформление стенда с атрибутикой государственных символов России, республики Хакасия, г. Черногорска; Оформление альбомов: «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Мой родной город Черногорск», «Природный мир России, Хакасии» и др.
Работа с родителями: Познакомить детей с семейными реликвиями и традициями. Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов «Россия – наш общий дом». Анкетирование родителей: «Патриотическое воспитание, что это?» Посильная помощь в организации экскурсий, похода в музеи. «Трудовой десант» родители и дети (посадка цветов, уборка мусора на участках, детский сад зимой, весной, летом). Выставка рисунков: «Мой любимый город». Оформление информации по патриотическому воспитанию в приёмной группы. Родительское собрание: «Патриотическое воспитание детей в семье». Посещение музея г. Черногорска. Экскурсии по достопримечательным местам города.
Таким образом, реализация проекта позволяет в различных видах детской деятельности, а так же в совместной с родителями деятельности способствовать формированию у детей духовно-нравственные чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Воспитывать уважительное отношение защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства.
Список литературы:
1. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. О. И. Бочкаёва. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. 2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /
Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
3. /Дошкольное воспитание/ № 3, 2005; № 10, 2005.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2006.
5. Как научить детей любить Родину. / Авторы составители: Ю. Е. Антонов, О. В. Розова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.
5. Моя страна. Практическое пособие. /Авт. - сост. Натарова В. И. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2005.
7. Рубрика: Вместе с семьёй. // Дошкольное воспитание № 4, 5 2007.
9. /Ребёнок в детском саду/ №3, 2004; №4, 2004; №5, 2005; №2, 2006.