Светлана Коваленко
Заключительный этап проведения проектной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Знание только тогда знание, когда оно
обретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Л. Н. Толстой
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.
Публикация «Заключительный этап проведения проектной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей могут быть следующие:
· помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
· организовать развивающую среду и пространство для глубокого изучения темы в домашних условиях;
· стать помощником ребенка в техническом оформлении проекта : создание макета, презентации, видеофильма и пр.
Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап : выбор и формулировка темы проектной работы. Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идет формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определения сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идет обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. В этом случае возможные действия родителей таковы: прикинуть с ребенком выходы по каждой задаче, разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнитель проекта составляет программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учетом личной занятости ребенка и создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе — изучении необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить его или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет.
На этапе подготовки выводов по результатам проекта детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Готовится отчет по результатам выполнения проекта и их публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением. Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.
Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и процесса. Дайте ребенку советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при выполнении следующего проекта. Обсудите с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта. Участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту — ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь» проекта.
Роль воспитателя – сопровождать все действия родителя и ребенка, оказывать консультативную помощь, проводить индивидуальные собеседования, предлагать необходимую литературу. Воспитатель подготавливает ребенка к защите проекта, создает комфортные условия для выступления, помогает психологически справиться с волнением и возможной тревогой.
Таким образом, все участники педагогического процесса становятся единым целым в достижении поставленной цели и добиваются высокого образовательного и воспитательного результата при максимальной затрате собственных сил и энергии.
В старшей группе комбинированного вида № 10 предпосылкой для организации проектной деятельности стала необходимость активизации родителей и включения их в образовательный процесс. Родительская пассивность, неумение увлечь детей и заинтересовать способами получения новых знаний вызвали тревогу у педагогов группы, которые даже при поверхностном обследовании умений и навыков детей обнаружили значительные пробелы в знаниях, неумение поддерживать диалог, нежелание развиваться в коммуникативном плане. В начале учебного года воспитанники представляют собой разобщенную, слабо организованную общность детей, не стремящихся к самостоятельному добыванию знаний.
Все это привело к решению применить в группе метод проекта. Предлагаем вашему вниманию фотоотчет заключительного этапа - защиту детских проектов. Педагогами группы было принято решение провести защиту в виде увлекательного известного шоу "Лучше всех".На защите присутствовали родители наших воспитанников, остальные ребята были в группе поддержки! Завершение проектной деятельности прошло на высоком профессиональном уровне и доставило радость и родителям, и детям, и всем присутствующим!