Людмила Шмакова
Особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности реализации метода проектов с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение имеющегося опыта и приобретения новых знаний.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Публикация «Особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является восприятие, его значение трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения.
А восприятие ребенка с ОВЗ иное! Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Такие дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию и т. д.
Остановимся подробнее на том, с какими особенности существуют в реализации проектной деятельности с детьми с ОВЗ по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Параметры Нормально развивающиеся дети Дети с ОВЗ
Мотивация на проектную деятельность Более мотивированы Менее мотивированы
В большей степени ведомы педагогом
Стремление к достижению цели проекта Поступательно, вместе с педагогом идут к намеченной цели Периодически «теряют» цель
Целеполагание При помощи взрослого могут сами формулировать, прогнозировать результат Прогнозирование затруднено, но при условии устойчивой мотивации могут предвосхитить результат
Сроки проведения проекта Могут реализовывать как краткосрочные проекты, так и долгосрочные Могут реализовывать в основном краткосрочные проекты
Характер проектов Могут реализовывать творческие, познавательные, исследовательские проекты Могут реализовывать в основном творческие, познавательные проекты
Участие в групповых проектах Стремятся занять ключевые позиции Занимают пассивную позицию. Демонстрируют псевдолидерство.
Характер мышления Наглядно- действенный, наглядно-образный, словесно- логический способ мышления Наглядно- действенный способ мышления
Трансформируемость
действий Способны к переносу действий, умений, навыков в область выполнения проекта В наименьшей степени способны к переносу действий, умений, навыков в область выполнения проекта
Самоконтроль Присутствует Практически отсутствует
Самооценка деятельности Адекватная, положительная.
Переживают неудачи В большинстве случаев положительная
Переживают неудачи
Использование в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью метода проекта дает положительный результат, т. к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию, речь (устную и письменную, память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и. т. д.
Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания. Метод проектов является действенным средством активизации познавательной деятельности у детей с ОВЗ, он развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебе.
Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде.
Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.
Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна.
Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим.
Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в последствии позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогает педагог.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных и уникальных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.
Примерный план проектной деятельности на учебный год
(из опыта работы)
№ Название проекта Тип проекта Целевая категория воспитанников Участники Срок Ожидаемый результат
1 «Звуковая гармошка» Мини проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.
Дети. Октябрь и последующие месяцы в соответствии с потребностью Самостоятельно изготовленное пособие способствует более качественной автоматизации звуков.
2 «Раз листочек-два листочек …»
. Мини проект Дети с ОВЗ Учитель-логопед.
Дети. Ноябрь и последующие месяцы в соответствии с потребностью В рамках лексической темы «Осень»
3 «Логопедическая ёлка» Групповой проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.
Дети. Родители. Декабрь В экспресс - режиме дети и родители мастерят елочные шары в виде аппликаций на заданные звуки. Украшают елку. Дети закрепляют навыки звукопроизношения, декламируют чистоговорки и стихи.
4 «Мы искали слово снег…» Лексическая экскурсия. Исследовательский проект.
Дети с общим недоразвитием речи, не резко выраженным недоразвитием речи Учитель-логопед.
Дети. Январь Лексическая экскурсия на территории детского сада. Поиск родственных и однокоренных слов. Привлечение внимания детей к повторяющейся основе слова, к словоизменению.
Рисунки детей по итогам проекта.
5 Где живёт звук ш Исследовательский мини- проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.
Дети. Родители. Февраль Развитие фонематического восприятия. Фонематического слуха. Организация поисковой деятельности слов с определённым звуком. Фотографирование. Оформление презентации.
6 Где живёт звук л Исследовательский мини- проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.
Дети. Родители. Март Развитие фонематического восприятия. Фонематического слуха. Организация поисковой деятельности слов с определённым звуком. Фотографирование. Оформление презентации.
7 Где живёт звук р Исследовательский мини- проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.
Дети. Родители. Апрель Развитие фонематического восприятия. Фонематического слуха. Организация поисковой деятельности слов с определённым звуком. Фотографирование. Оформление презентации.
8 Пластилиновые истории Исследовательский проект Дети с общим недоразвитием речи, нерезко выраженным недоразвитием речи Учитель-логопед.
Дети. Родители. Май Развитие речи. Фонематического слуха.
Логопед-дефектолог Шмакова Людмила Германовна
Использованы интернет-ресурсы
https://vospitateljam.ru/proektnaya-deyatelnost-v-rabote-s-doshkolnikami/
https://vuzlit.ru/1017492/organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_doshkolnika