Елена Фароян
Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности.
Е. А. Фароян
В процессе общения формируются и развиваются различные виды отношений между людьми, каждого человека к самому себе и к совместной деятельности.
Коммуникация эффективна, если достигнуты цель общения и понимание между сторонами общения. Есть ряд условий, которые способствуют эффективному обмену информацией и осуществлению коммуникативной цели:
1. Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность обеих сторон.
Публикация «Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности» размещена в разделах
2. Настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушащего.
3. Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел.
4. Внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние коммуникантов).
5. Знание форм этикетного речевого общения (правил речевой этики).
Преодолеть причины, приводящие к коммуникативным неудачам, научиться общаться эффективно помогает театрализованная деятельность детей дошкольников.
В основе занятий любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его возможности. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое, не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - всё это удивляет и привлекает.
Успешность и результативных занятий зависит от сотрудничества педагога с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. С педагогом по изобразительной
деятельности, который помогает детям создавать эскизы декораций и костюмов к спектаклям и с другими специалистами.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Сегодня необходимыми качествами человека является умение смело входить в новую ситуацию, умение владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, иметь мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной сфере. Театр учит ребёнка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театральных играх представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети не только знакомятся с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, понимать взаимоотношения между героями этого произведения. Как и в сюжетно-ролевой игре, в процессе театрализованной деятельности от ребёнка требуется умение управлять своим поведением, умение координировать свои действия с деятельностью товарищей.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решить многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Большая роль в театрализованной деятельности отводится занятиям, поэтому необходимо:
- создавать условия для развития творческой активности детей театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами выразительности – мимики, интонации, движениями и др.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- приобщать детей к художественной литературе;
- обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
Не маловажным в театрализованной деятельности является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Для того чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передавать сущность своего персонажа, нужна специальная актёрская тренировка на играх-занятиях. Цель таких занятий – помочь детям овладеть следующими средствами выразительности: интонацией; позами; жестами; мимикой; пантомимикой.
Театрализованная деятельность развивает творческую личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждая к созданию новых образов.
Таким образом, умение взаимодействовать в театрализованной деятельности, позволяет решить многие актуальные проблемы детей:
- умение взаимодействовать с другими участниками игры. Играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.
- умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.