Татьяна Варятченкова
Особенности организации и проведения образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации и проведения образовательной деятельности в ДОУ
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного процесса.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является образовательная деятельность (ОД).
Образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ.
При проведении образовательной деятельности выделяется три основные части.
Публикация «Особенности организации и проведения образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Вводная часть Включение сюрпризного момента- неотъемлемая часть занятия. «Сюрприз» в переводе с французского означает «неожиданность», «новость».
Это что - то такое необыкновенное, волшебное, что вызывает удивление, радость, восторг. Ведь когда возникает сюрпризная ситуация на занятии дошкольники оживляются их деятельность активизируется, материал усваивается более эффективно, внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. За счёт этого усвоение знаний умений и навыков происходит непреднамеренно.
Естественно все сюрпризные моменты должны быть тесно связаны с темой занятия.
Условно сюрпризные моменты можно разделить на несколько групп:
• Сюрпризы с использованием волшебных предметов
• Использование сказочных слов, заклинаний
• Использование магических действий
• Появление сказочного персонажа.
Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, различные предметы, доступные восприятию и пониманию ребёнка.
Сюрпризный момент помогает педагогу замотивировать детей к действию, мотива ция (от лат. mov re «двигать») — побуждение к действию; и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа) - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания.
Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
Еще один из самых важных аспектов в образовательной деятельности - это целеполагание. Дошкольники четко должны понимать поставленную и четко сформулируемую самими цель. К ней мы возвращаемся в течении всего занятия.
Основная часть - в ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
• После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование
• В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
• На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это неправильно, т. к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность.
• Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое.
Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации ( чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).
• Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т. д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия)
Требования к организации образовательной деятельности
Гигиенические требования:
• образовательная деятельность проводится в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
• при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны;
• оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.
• воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
• не допускать переутомления детей на занятиях.
• предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования
• точное определение образовательных задач ОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
• творческое использование при проведении ОД всех дидактических принципов в единстве;
• определять оптимальное содержание ОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
• выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ОД;
• обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
• использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.
• систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования
• иметь в наличие продуманный план проведения ОД;
• четко определить цель и дидактические задачи ОД;
• грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
• поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении ОД.
• ОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
• ОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности)
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой.
Советы воспитателям по организации ОД :
1. Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
2. Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
3. Подводите детей к выводам, обобщениям.
4. Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
5. Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
6. Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
7. Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно, объяснить по-другому.
После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №156»
Конспект занятия
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная деятельность «Приобщение к социокультурным ценностям»
Тема: «Ваши права»
Старший дошкольный возраст 6 – 7 лет
Подготовил:
воспитатель высшей квалификационной категории Варятченкова Т. А., МДОБУ № 156
Оренбург, 2019
Тема: «Ваши права»
Цель: закреплять представление о понятии «Право на жизнь», «Право на имя», «Право на отдых», «Право на медицину».
Задачи:
Образовательные : совершенствовать работу над предложением, соблюдая правила его написания; закреплять навык слогового чтения; продолжать работу над формированием словаря.
Развивающие: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Способствовать развитию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, развивать правила вежливого разговора по телефону.
Развивать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, чувство сотрудничества.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : дети получают приглашение от дяди Федора с просьбой отправиться в город Конвенция и помочь разгадать головоломки, в которых его родители зашифровали права детей.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: ориентирование в пространстве, беседа, проблемные вопросы, решение кроссворда, телефонный разговор, создание развивающей среды, создание игровой ситуации, вывод.
3. Приемы организации практической деятельности детей : работа с карточками-схемами, д / и «Соедини слоги».
4. Приемы поддержания интереса у детей: получение приглашения, проблемные ситуации.
5. Приемы оценки и самооценки: взаимопроверка, оценка собственной деятельности с использованием презентации.
Создание среды для организации и проведения занятия : имитация улицы города, название города, конверты с заданиями, картинка семьи дяди Федора, телевизор, ноутбук, телефон, презентация.
Виды детской деятельности в занятия :
Игровая, коммуникативная, познавательная, физическая культура, практическая.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей» - развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями. Предложить детям узнать у родителей, что означают их имена. Рассматривание картин разных жанров: натюрмортов, пейзажей, портретов; рисование портретов мам, пап на праздники; беседы: «Что означает твое имя», «Дай имя своей любимой игрушке», «Мое полное имя». Чтение художественных произведений: А. Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», Э. Успенский «Рыжий».
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление эмоциональной отзывчивости к окружающему миру;
- обладает начальными знаниями о себе, и социальном мире, в котором он живёт
Интеллектуальные:
- совершенствование работы над предложением, соблюдение правил его написания;
закреплен навык слогового чтения; формирование словаря.
Физические:
-развивать у дошкольников двигательные навыки;
Критерии оценки деятельности детей в занятии :
-Ребенок любознательный, активный.
-Проявляет самостоятельность.
-Владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
-Способен выполнять поставленные перед ним задачи.
-Проявляет эмоциональную отзывчивость.
-Доводит начатое дело до конца, радуется полученному результату.
План занятия
1. Вводная часть:
Создание мотивации для детской деятельности.
Приветствие друг друга, эмоциональный настрой.
Определение цели.
Выводы.
2. Основная часть:
Д/и «Хитрые буквы»
Игра «Что лишнее?»
Составление рассказа по методу синквейн.
Музыкально-подвижная игра «Мы пойдем налево…»
Разгадывание кроссворда
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия.
Длительность занятия 2 мин
25 ми
3 мин.
30 мин.
Ход занятия
Части занятия Содержание Образовательные области
1. Вводная часть
Создание мотивации для детской деятельности.
Определение цели.
Обыгрывание создавшейся ситуации. Выводы.
Воспитатель:
Ребята! Вам известно, кто такой дядя Федор?
Дети: да, это мальчик, которому очень нравилось жить со своими друзьями в Простоквашино.
Воспитатель: послушайте, что случилось: в этой семье возник спор о том, какие права есть у ребенка. Мама считала правильным одни права, папа - другие. Каждый по разному их сформулировал и оставил для дяди Федора в городе под названием Конвенция.
Дяде Федору необходимо было разобраться, о каких правах идет речь, но у него возникли затруднения. Поэтому он разослал в детские сады приглашения посетить этот городок в надежде, что кто-то сможет помочь ему разгадать эти головоломки.
Одно из таких приглашение дошло и до нас. Что будем делать? Какое решение примети вы?
Дети: поможем дяде Федору разгадать головоломки, которые приготовили его мама и папа, чтобы он знал о своих правах.
Целеполагание: чтобы дядя Федор знал о своих правах, необходимо помочь разгадать головоломки его родителей.
Воспитатель: как вы думаете, почему называется городок Конвенция?
Дети: потому что Конвенция – важнейший международный документ о правах ребенка.
Эти права ребёнку никто не «даёт», они являются для него «естественными правами».
Ребята, а здесь еще написано, что по окончании прогулки по улице этого городка появятся правильные ответы. Социально- коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
2. Основная часть.
Д/и «Хитрые буквы»
Игра «Что лишнее?»
Составление рассказа по методу синквейн.
Музыкально-подвижная игра «Мы пойдем налево…» Отправляясь по улице этого города, сказано, что эта улица безопасная, автомобильного движения здесь нет.
1. Воспитатель: (читает подсказки в приглашении)
Первая головоломка находится в доме напротив дома по адресу ул. Правовая, 3.
(Дом ул. Правовая, 4)
На столе лежит конверт со словами и выделенными в них буквами, при перестановке которых получается слово: ЖИЗНЬ
Желаем мирного неба и здоровья.
Воспитатель: как вы думаете, какое право было здесь спрятано? Когда ребенок получает это право? (при рождении)
Воспитатель: правильно, но эти права никто не дает, потому что они приобретаются естественно.
2. Воспитатель: ищите подсказку в доме под номером, который нужно отыскать в числовом ряду: 11, 15, 1, 19, 20.
Какой номер дома и почему? (№1, т. к. 1- число первого десятка)
На столе лежат 4 конверта с заданиями. Дети делятся на четыре подгруппы для выполнения заданий, при необходимости помогают друг другу.
1-й конверт: карточки схемы к слову ИМЯ, наборы силуэтов кукол. (2 шт.)
2-й конверт: слоги, при соединении которых, получается имя. (2 шт.)
Воспитатель: кто из вас догадался, о каком праве идет речь? (право на имя)
Воспитатель: ребята, какие права нам удалось разгадать для дяди Федора? (право на жизнь и право на имя)
3. Воспитатель: я важные вещи хорошо запоминаю, если про них интересно рассказывают. А небольшой рассказ может помочь дяде Федору лучше запомнить эти правах?
Выбирайте любое слово: жизнь или имя.
Воспитатель: кто из вас поможет вспомнить способ сочинения коротких рассказов? (это синквейн)
1. Слово-существительное
2. Слова-признаки
3. Слова-действия
4. Предложение с этим словом
5. Ассоциация
У воспитателя на телефон приходит сообщение.
Воспитатель: ребята мне очень жаль. Но дальше я с вами пойти не смогу, пришло важное сообщение, и мне нужно уйти. Что будем делать, ведь и вас оставить одних я не имею право? (позвонить по телефону).
Один из детей звонит по телефону второму воспитателю и рассказывает о цели своего похода в город Конвенция.
4. Право на отдых
Воспитатель:
Дорогие ребята, я всегда готова помочь вам. Если я правильно поняла, то вы еще не все разгадали, продолжаем дальше изучать подсказки родителей дяди Федора.
Воспитатель: головоломка спрятана в последнем доме слева. (уточняется положение домов на улице).
Дети находят конверт с картинкой, на ней музыкальная нота).
Воспитатель: что же это может означать? (дети имеют право на игру и свободный отдых). Подсказка: включите музыку и встаньте в круг.
Воспитатель: это право очень важное особенно для ребят-дошколят, как вы думаете, почему?
(играя, мы может узнать что-то новое, а так же, подвижные игры помогают нам стать быстрыми, ловкими, внимательными)
5. Право на медицину
Воспитатель: возвращаемся к приглашению.
Следующая головоломка находится в месте, где располагается рекламная информация. (на щите, доске).
Воспитатель: ребята, для начала, нам нужно разгадать кроссворд.
1. Маленький, красненький,
А отпустишь его-заболтает. (язык)
2. Житкость из аптечной склянки
Нам немножко щиплет ранки.
Маме, папе и ребенку
Лечит ссадины….(зеленка).
3. Я под мышкой посижу,
И что делать укажу.
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать. (градусник)
4. Поднялась температура,
Пью я горькую микстуру.
Я простужен, я осип,
У меня ребята… (грипп)
5. Как называется комната, в которой лежат люди в больнице? (палата)
6. Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
7. В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы-
Отпускают лишь здоровых. (больница)
8. Если кашель или грипп.
Или голос ваш охрип
Если плохо человеку
Мы торопимся в …. (аптека)
Воспитатель: кто догадался, о каком праве идет речь?
Правильно, молодцы, каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь.
-что нужно делать, если вы вдруг заболели? (принимать лекарства, витамины, и другие процедуры, которые назначает врач).
Воспитатель: ну вот, все подсказки закончились, а это значит….(мы справились со всеми головоломками)
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ОД. Воспитатель: ребята, вспомните, что говорилось в приглашении о том, как проверить правильность выполнения задания?
(будет видео сообщение (Презентация с правильными ответами).
Ребята совместно с воспитателем вспоминают, как именно они разгадывали эти головоломки.
Как вы думаете, дядя Федор запомнит эти важные права?
Кто из вас справился бы самостоятельно?
Кому из вас понадобилась помощь друга?
Мне с вами было очень интересно, спасибо большое за ваше приглашение. Социально- коммуникативное
Длительность занятия: 30 минут.