Светлана Левицкая
Особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение письменной речи возникает, как правило, у детей с 3-м уровнем речевого развития, так как при тяжелых формах ОНР дети вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами. У них также формируется готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов. Но у детей с разными формами речевой патологии, в том числе с общим недоразвитием речи, происходит отставание в развитии этих процессов, поэтому они оказываются неспособными полностью овладеть письмом и чтением.
Публикация «Особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня» размещена в разделах
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применение морфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребенка.
И. Н. Садовникова разработала классификацию специфических ошибок письменной речи, разделив их на 3 группы:
1. Ошибки на уровне буквы и слога :
- Пропуски букв и слогов - ученик не выделяет в составе слова все его компоненты.
- Вставки лишних букв в слово, чаще - при стечении согласных.
- Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове.
- Персеверации (застревание на определённых буквах и слогах).
- Антиципации (упреждение, предвосхищение) : согласный, а реже - гласный - заменяет вытесненную букву в слове.
- Смешения букв: они указывают на то, что ученик выделил в составе слова звук, но для его обозначения выбрал неправильную букву. Это бывает в таких случаях:
- при нечётком различении глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных;
- при недостаточном закреплении связи между звуком и зрительным образом буквы - при нечётком различении букв, которые имеют сходство в написании, в таких заменах совпадает написание первого элемента двух букв.
2. Ошибки на уровне слова :
- Раздельное написание частей слова наблюдается, когда приставка или начальная буква слова напоминает предлог, союз или местоимение, либо при стечении согласных.
- Слитное написание слов: слитное написание предлога или союза с последующим словом; слитное написание двух самостоятельных слов. В тяжёлых случаях все слова в предложении сливаются в одно.
- Морфемный аграмматизм - неправильное словообразование при помощи приставки и суффикса.
- Смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.
3. Ошибки на уровне предложения и словосочетаний:
- Отсутствие заглавной буквы в начале предложения.
- Отсутствие точки в конце предложения.
- Неправильная связь слов в предложении или словосочетании: ошибки в предложно-падежном управлении; ошибки в согласовании имен существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т. д. ; неумение правильно использовать грамматические категории рода и числа; неправильный порядок слов в предложении; пропуск значимых частей предложения.
Самостоятельные письменные работы учащихся с ОНР (изложения, сочинения) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста (недостаточные связность, последовательность и логичность изложения, так и недостаточно адекватного использования лексических, грамматических и синтаксических средств.
У детей с ОНР 3 уровня встречаются ошибки на письме, связанные и с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, а также пространственных представлений (оптическая дисграфия, которая проявляется в заменах и искажениях букв на письме). Чаще всего наблюдаются ошибки в различении графически сходных букв. Сюда же относится зеркальное письмо; искаженное написание элементов букв; недописывание отдельных элементов или лишние элементы букв. Оптические дисграфии сопровождаются нарушениями рисования, конструирования.
Итак, для овладения письмом имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи, а также зрительно-пространственных представлений. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в дальнейшем находят свое отражение и в письменной речи. Дети с ОНР 3 уровня – особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письму, поэтому предупреждение нарушений письменной речи является одним из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.