Ксения Алексашина
Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Движения детей с ОНР II-III уровня отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Публикация «Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня» размещена в разделах
В дошкольном возрасте дети с ОНР не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка ботинок, заплетание лент.
У детей с ОНР II-III уровня не развита мелкая моторика, обычно у таких детей не активен словарный запас, отсутствует автоматизация звуков и возникают трудности при грамотном выстраивании предложения и логическом рассуждении.
У большинства детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III задержкой отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).
Особенности в развитии мелкой моторики у детей с ОНР II-III являются:[/b]
1. нарушение точности и плавности движений
2. неудержание предметов
3. нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка
4. нарушение количества элементов в рисунке
5. напряженность и скованность рук
6. нарушение противопоставления пальцев рук
7. наличие тремора рук;
8. нарушение синхронности в выполнении движений двумя руками
9. недифферинцированность движений.
10. нарушения контроля за собственными действиями рук
11. трудности переключения
12. явления зеркальности при письме
Эти нарушения проявляются из-за незрелости моторики.
Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамиды, а другой нанизывать колечки на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет.
По данным М. И. КОЛЬЦОВОЙ морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение не только для речевого развития, но и для подготовки руки к письму.
Основными задачами по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня является:
1. развитие статических, изолированных движений;
2. развитие координации движений;
3. развитие двигательной памяти;
4. развитие предметных действий;
5. развитие пространственной координации;
6. развитие позы кисти руки;
7. развитие произвольной моторики пальцев рук;
8. развитие тонко координированных движений пальцев рук; развитие динамического и конструктивного праксиса;
9. развитие зрительно - пространственной координации в пространстве;
10. развитие сенсомоторики (согласованности движений руки и глаза).
Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание развитию движения пальцев рук, путем тренировки движений пальцев рук.
Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически – 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры, дидактические пособия., способствующие коррекции движений как общей, так и мелкой моторики. Такую работу можно проводить во время занятий и в режимных моментах.
Работая над развитием мелкой моторики, необходимо выполнять следующие коррекционные задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время.
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
4. Учитывать возраст и возможности детей при выборе задания и нагрузки.
Делая вывод, можно сказать, что развитие мелкой моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с ОНР. При этом важно помнить о развитии всех компонентов, которые влияют на речевое развитие ребёнка. Так, необходимо тренировать координацию движений, пространственную координацию, двигательную память, произвольную моторику пальцев рук; нужно развивать динамический праксис, согласование движений рук и глаз.
Мелкая моторика играет большую роль в развитии речи ребёнка. Особенно важно её развитие при обучении ребёнка с общим недоразвитием речи, ведь движение речь неразрывно связанны между собой. развивая мелкую моторику дошкольников, мы активизируем и развиваем речь ребенка. выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.