Романова Маргарита
Особенности логопедической работы в условиях ДОУ с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности логопедической работы в условиях ДОУ с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — психоневрологическая патология, относительная распространённость которой зависит от критериев диагностики, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу, школьники; население в целом)
Публикация «Особенности логопедической работы в условиях ДОУ с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Работа логопеда. Логопедия
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
В России СДВГ диагностируется приблизительно у 7–16% детей и приблизительно у 2,5% взрослых. Данное состояние у мальчиков встречается чаще в 3 раза, чем у девочек.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) имеют ряд характеристик, негативно влияющих на восприятие, обработку и усвоение ими информации. Эти особенности необходимо учитывать при организации образовательного процесса на логопедических занятиях в ДОУ.
В статье Л. А. Ясюковой “Оптимизация обучения и развития детей с ММД” очень подробно описаны особенности детей с СДВГ и типы СДВГ. Выделим основные особенности данной группы детей.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется низкой произвольностью внимания, его неустойчивостью, трудностями концентрации, распределения и переключаемости. А также двигательной расторможенностью, импульсивностью, сильным влиянием эмоционального фона на поведение ребенка, снижением умственной работоспособности, нарушениями памяти (снижены объем, скорость, точность, удержание информации, повышенной утомляемостью от интеллектуальных нагрузок, нарушением произвольной саморегуляции. Еще одной важной особенностью является изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга. То есть у детей с СДВГ рабочие циклы мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации «внешняя» деятельность ребенка сохраняется и не осознается, ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя может казаться внимательно слушающим. А при гиперактивности – проблемы внимания сочетаются с двигательной расторможенностью.
СДВГ часто сопровождается общим недоразвитием речи, что осложняет социальную адаптацию и коммуникативное развитие детей, затрудняет взаимодействие со сверстниками. Коррекция речевого развития должна вестись с учетом неврологических и психологических особенностей таких детей. Поэтому при организации логопедических занятий в ДОУ требуется создание специальных условий, которые способствуют активизации произвольности высших психических процессов, улучшению восприятия и усвоения информации (без искажений, не кусками).
При соблюдении некоторых условий, способствующих снижению негативного влияния СДВГ на восприятие и усвоение материала, эффективность коррекционно-образовательного процесса значительно повышается:
1. Во время занятия (для снятия статического напряжения, переключения внимания или его включения) обязательно должна реализовываться двигательная активность:
• можно включить в занятие не 1, а 2 физминутки (они могут быть одинаковыми или разными, например во время первой физминутки мы соединим развитие связной речи с пальчиковой гимнастикой или кинезиологическими упражнениями, а во время второй физминутки будем преодолевать препятствия с помощью правильных ответов.
• можно давать задания, для выполнения которых ребенок должен вставать и выполнять какие-то действия (повесить картинку на фланелеграф, подойти к магнитной доске и выложить схему слова)
• возможно также привлечение ребенка к помощи взрослому (стереть с доски, снять пособие, раздать картинки или собрать карандаши)
• можно разнообразить занятие подвижными логопедическими играми, требующими переключения внимания (хлопни, если услышишь [б], топни, если услышишь [п]; шаг вперед, если слово начинается со звука [бь] и шаг назад, если [бь] спрятался в середине слова)
2. Частая смена деятельности позволяет избежать утомления, и стимулирует произвольность внимания, восприятия, запоминания. При этом смена деятельности не должна увеличивать нагрузку, лишь способствовать улучшению качества восприятия и усвоения материала, продолжая реализовывать доступное количество образовательных задач.
3. В некоторых случаях требуется снижение учебной нагрузки, сокращение времени занятия, как точно говорит народная мудрость: Лучше меньше, да лучше.
4. Положительный настрой ребенка на предстоящую деятельность и поощрение в процессе занятия.
5. Поддержание заинтересованности детей во время занятия, использование различных методов стимуляции (Вхождение в сказку, технология Триз, решение проблемных ситуации) При этом проверка понимания материала обязательна.
6. Регулярное использование кинезиологических упражнений - активизирует межполушарное взаимодействие, способствует образованию новых нейронных связей, развитию произвольной саморегуляции, повышению работоспособности, снижает импульсивность, стимулирует речевое развитие, помогает выявить способности ребенка.
7. Использование как можно большего количества анализаторов во время занятия (например, при ознакомлении с новым предлогом – обязательно выполнение действий с предметом по инструкции взрослого, при ознакомлении с новой буквой – обводим, рисуем на манке, выкладываем из счетных палочек, ищем глазками букву, которая спряталась от нас в рисунке)
8. Возможно включение в занятие или свободную деятельность детей игр, способствующих развитию концентрации, распределения, удержания внимания, развития произвольности этого процесса, которые также помогают снизить импульсивность и способствуют социализации детей с СДВГ (лабиринты, найди отличия, найди тень, угадай слово по первый звукам предметных картинок, Что изменилось, Чего не стало, буквы спрятались в рисунке, изографы).
9. Многие игры малой подвижности можно использовать на логопедических занятиях, адаптируя их для решения коррекционно-логопедических задач.
Приведу несколько примеров.
o На основе игры “Съедобное-несъедобное” можно решать коррекционно-образовательные задачи на логопедических занятиях. Ее можно использовать для уточнения и закрепления словаря по теме или для развития фонематических процессов, развития переключения и концентрации внимания, снижения импульсивности. Ведущий должен кинуть мяч в руки ребенка, называя предмет. Ребенок ловит мяч, определяет первый (последний, второй) звук в слове и возвращает мяч ведущему. Усложнение : ребенок ловит мяч, определяет первый звук и передает мяч соседу, который придумывает свое слово на этот же звук (или определяет последний звук в исходном слове, которое задал водящий).
o Игра “ДА и НЕТ не говорить” способствует развитию внимания, активизации словаря, формирует умение передавать смысл разными словами, развивает связную речь, способствует развитию самоконтроля и умению избегать импульсивных реакций. Ведущий задает вопросы, требующие однозначного ответа, а ребенок должен ответить верно без использования слов ДА и НЕТ. Например: Собака любит мясо? (конечно, Корова дикое животное? (вы ошиблись, домашнее). Кошка спит в лукошке? (обязательно). Киска ест сосиски? (моя очень их любит).
o “Запрещенное движение” - игра с четкими правилами. Она организует и дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает скорость реакции, саморегуляцию, способствует снижению импульсивности в поведении, вызывает положительные эмоции, помогает избежать утомления. Игра может проводиться под музыку. Дети повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выполняет задание водящего, например – называет слово из 2 слогов по теме.
o "Запрещенное слово" : Вместо показа движений можно повторять слова с автоматизируемым звуком. Запретными же становятся слова с оппозиционным звуком (если повторяем слова со звуком Р, то запрещены слова со звуком Л, С-Ш, Ч-ТЬ). Поскольку повторять запрещенные слова нельзя, то по правилам вместо повторения дети должны выполнять какое-то действие, например встать и покружиться или хлопнуть в ладоши.
o “Делай то, что я скажу, но не то, что покажу” – способствует развитию скорости реакции, концентрации и переключаемости внимания, слухового восприятия, помогает избежать утомления. В игре необходимо выполнять только то, что говорит ведущий, а вовсе не то, что показывает. Он делает разные движения, при этом вслух называя другие команды (убирает за спину левую руку, а вслух просит поставить её на талию, таким образом запутывая детей. Кто сделал неправильно, тот выполняет задание ведущего.
o “Командир” – способствует развитию связной речи, автоматизации поставленных звуков, развивает воображение, творчество, умение соблюдать правила, произвольность внимания, слуховое восприятие. Водящий дает команды остальным участникам, и те их выполняют. Начинается команда со слов: «Слушай приказ…» («Слушай приказ: поднять правую руку вверх»). Если водящий «забыл» произнести эти два слова (слушай приказ, то команду выполнять нельзя. Кто ошибся – выполняет задание водящего, например назвать двух домашних животных.
o “Делай наоборот” – способствует развитию концентрации внимания, мышления, пространственных представлений. Ведущий показывает ребятам движения, а дети должны воспроизвести противоположные движения. Если ведущий делает прыжок назад, дети – вперёд, водящий наклоняется вперед – дети назад, водящий влево – дети вправо, то же касается поворотов, подскоки заменяем приседаниями. Кто ошибся, выполняет задание водящего.
Чаще дети с СДВГ индивидуально занимаются лучше, чем в подгруппе. Плохо, когда они не усваивают информацию сами, но намного хуже, когда они мешают другим ребятам. Для избежания подобных ситуаций необходима организация взаимодействия всех специалистов, работающих с данной группой, включая и родителей, для выработки единых требований (учитывая индивидуальные особенности конкретного ребенка) и создания условий, облегчающих таким детям адекватное восприятие и усвоение информации. В специально организованных условиях компенсаторные процессы включаются быстрее, что помогает “догнать” сверстников.
Список использованных ресурсов:
1. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций Методическое руководство - СПб. : ГП "ИМАТОН", 1997 - 80 стр.
2. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М., 2002.
3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg/
4. Веселые игры для развития внимания дошкольников и не только https://www.kanal-o.ru/news/16045