Карпенко Валентина Дмитриевна
Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость. Вот оно — счастье.
Счастливое детство, полное улыбок, ласковых объятий, нежных рук, поцелуев на ночь, доброго внимания и понимания. Мечта каждого ребенка!
Хорошо, когда у тебя много друзей, и на «празднике жизни» ты — не лишний. Не «особенный». Ведь так хочется любви и понимания каждому из нас.
Публикация «Эссе „Планета детства (ко Дню защиты детей)“, Особенности работы с „особенными детьми“» размещена в разделах
- День защиты детей. 1 июня
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Тому, кто не работал с такими детьми, трудно понять глубину многих проблем, с которыми малыши сталкиваются ежедневно. Как практик, я хочу немного приоткрыть эту дверь и показать, как выглядит их жизнь «изнутри».
Я работаю с «особенными» детьми, и в преддверии «Дня защиты детей» хочу отметить, что праздники для них также важны, как и для любого другого ребенка. В большинстве случаев участниками развлечений и праздников, кроме детей и воспитателей, у нас становятся родители и специалисты. Именно участниками, а не зрителями. Ведь очень важно, когда ребенок учится сотрудничать не только со своими мамой и папой, но и с другими взрослыми. И происходит это не в стенах родного дома, а в общественном месте. На данный момент исходя из личного опыта, развлечения и праздники проводим отдельно от общесадовских.
И дело не в том, что «особенных» детей не понимают или не принимают дети обычных групп. Дело в их родителях, которые во время праздника позволяют себе нелестные комментарии в адрес обделенных детей. А мамы, которым «не повезло», это слышат.
В большинстве случаев, когда узнают, что я работаю в специализированной группе с диагнозом детей ЗПР и РАС, мнение высказывается одно: «Как тебе удается с такими детьми работать?» И это самые мягкие выражения.
Так звучат слова тех, кого Бог миловал, кто на себе не прочувствовал всю горечь и порой отчаянье от того, что твой ребенок не такой. И сколько бы ты ни вкладывал времени, сил, любви, денег, твой ребенок не будет такой, как все. Особенно это касается детей с расстройством аутистического спектра. Как жить ему в современном обществе, найти друзей, работу, семью? Кому он будет нужен после смерти родителей? С надеждой смотрят родители в глаза воспитателя: «Это можно исправить? Помогите.» Чтобы хоть как-то достучаться до общества, негодующе осуждающего поведение твоего ребенка, мама на ветровке малыша пристегивает значок : «Я — аутенок! Пожалуйста, будьте ко мне терпимее!»
И проблема в том, что из года в год «особенных» детей всё больше. При этом среди таких семей процент неблагополучных ничтожно мал. По этому речь о педагогической запущенности не идет. Это я утверждаю как практик.
Пока наше общество не готово решить судьбу таких детей, когда они вырастут. Но в наших силах повлиять на общество через воспитанников, которые посещают детский сад, через их родителей. Для этого достаточно начать с социального партнерства внутри детского сада.
Так моя группа тесно взаимодействует с группой «Рябинка». И я безмерно благодарна Акматовой Айнуре Асанкуловне за большую работу с детьми и их родителями по воспитанию толерантности и терпимости к моим «особенным» детям, в результате чего были проведены совместные театрализации, подвижные и сюжетно-ролевые игры, изготовление подарков.
Они — друзья, в них не тыкают пальцами, над ними не смеются, не обзывают обидными словами, не обижают, они с удовольствием ходят друг к другу в гости.
Также целесообразно проводить консультации для родителей во всем детском саду начиная со второй младшей группы с целью выявления таких детей. Ведь первый год воспитатели наблюдают за детьми, изучая их особенности, возможности. Необходимо объяснить родителям, что задача коррекционной группы — помочь ребенку преодолеть трудности в развитии, а не вешать ярлык неполноценного. Возможно ребенку потребуется год или два, и он сможет успешно усваивать программу обычной группы. Или же на ранней стадии получит необходимую помощь для более легкой адаптации в обществе. Сами по себе такие симптомы не исчезнут.
Кроме того доведите до сведения родителей, что никто не застрахован от таких диагнозов. Учите человечности не только детей. Как?
Своим примером.