Приложение МААМ

Особенности личностных качеств детей с ЗПР

Екатерина Забабурина
Особенности личностных качеств детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Знание личностных особенностей детей с задержкой психического развития может помочь предупредить негативные тенденции в поведении ребенка с первых дней посещения образовательного учреждения. Между тем общение с окружающими оказывает существенное влияние на формирование личности. Исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. Н. Мясищева и др. показывают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка. Изучение межличностных отношений детей с ЗПР и выявление их особенностей необходимо для оптимизации учебно-воспитательной работы, а также для более глубокого изучения структуры дефекта детей данной категории.

Публикация «Особенности личностных качеств детей с ЗПР» размещена в разделах

Психологические исследования детей с замедленным темпом психического развития начали публиковаться в 80-х годах (У. В. Ульенкова, Е. С. Слепович, Т. З. Стернина и др.).

В раннем возрасте ярко проявляется высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Известно, что при сенсорной, эмоциональной депривации (потеря, лишение) существенно замедляется темп развития ребенка. Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а состояние двигательной сферы во многом определяет возможности в познании окружающего мира.

Ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа для познавательной активности. Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде.

Личностные особенности детей дошкольного возраста с ЗПР отчетливо проявляются в процессе игровой деятельности: одни быстро становятся вялыми, пассивными, притихшими, бесцельно смотрят в окно, стремятся к уединению, а другие проявляют постоянный интерес к игре с другими детьми, который сопровождается излишними эмоциональными и поведенческими реакциями. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Наблюдение за этими детьми в повседневных условиях позволило сделать выводы о наличии тенденции возникновения у них «порочного» стиля общения в семье, со сверстниками, обусловливающего закрепление негативных черт характера. С дошкольного возраста у них начинают складываться индивидуализм, необъективность, агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.

Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР изучалась Н. А. Менчинской, Н. Л. Белопольской, И. Ю. Кулагиной, Т. Д. Пускаевой.

Специалистами были выявлены особенности по всем трем основным группам мотивов: внешним (страх, награда, внутренним (желание, инициатива самого ребенка) и промежуточно-соревновательным (мотивом выступает сравнение своих достижений с достижениями других).

Из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения целостного привычного функционирования (Н. Л. Белопольская, Л. В. Кузнецова). Старший дошкольный возраст рассматривается как переходный: в норме у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т. е. от игры к учебе.

Отмечается, что дети с ЗПР подвержены стрессовым реакциям и в ситуации повышенной тревоги их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил.

Наличие проблем в общении с близкими взрослыми у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствии любознательности.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, могут быть нарушены контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е. Н. Васильева, Г. Н. Ефремова).

При ЗПР затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы «Я».

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом, поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Публикации по теме:

Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР План работы по самообразованию: • Тема • Проблема • Этапы работы • Результат работы и формы его представления Этапы работы по самообразованию:.

Деловая игра «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность» Деловая игра «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность». Слайд 1. Деловая игра «Развитие личностных качеств.

Развитие личностных ресурсов в рамках здоровьезбережения Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Ж. –Ж. Руссо Задачи здоровьезбережения: - создание адекватных.

Формирование у дошкольников социально-личностных качеств посредством игровой деятельности Конспект занятия по игровой деятельности во 2-ой младшей группе на тему: «Кукла Маша друзей потеряла» Подготовила и провела: воспитатель.

Особенности воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения Я занимаюсь изучением особенностей воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения посредством художественного.

Особенности восприятия у детей с ЗПР Введение. Восприятие — очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать.

Особенности психических функций дошкольников с ЗПР У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень.

Особенности ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПРОсобенности ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПР Особенности ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПР. Дошкольники с ЗПР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников.

Развитие физических качеств у детей среднего возраста При организации образовательного процесса, педагог должен оптимизировать двигательную активность детей во всех видах деятельности. Так как.

Консультация «Особенности развития мышления детей с ЗПР» Статья Тема: «Особенности развития мышления детей с ЗПР» Тихонова Эльза Юрьевна МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности личностных качеств детей с ЗПР
Опубликовано: 9 октября 2018 в 12:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности личностных качеств детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Забабурина (УИ 633233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД