Ольга Овчарова
Особенности ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПР.
Дошкольники с ЗПР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. У них наблюдается недостаточная познавательная активность, которая нередко сочетается с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Что серьезно тормозит эффективность развития и обучения ребенка.
Дети с ЗПР отличаются пониженной умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.
Публикация «Особенности ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия.
Более низкая способность к приему и переработке перцептивной информации. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. (И. И, Мамайчук, 1978).
Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, при выделении существенных признаков, их абстрагировании от несущественных, при переключении с одного признака классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия.
Недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и распределения внимания, сужение объема.
Все эти особенности затрудняют процесс ознакомления дошкольников с окружающим миром. Их жизненный опыт беден в силу возраста и указанных выше психологических особенностей. Им трудно запомнить предметы, объекты, явления, которые они не видели, не слышали, не пробовали. Поэтому, знакомя детей с новыми понятиями, обобщающими словами, я стараюсь использовать различные приемы, которые позволят вызвать эмоциональный отклик, интерес к сообщаемому материалу. Известно, что лучше запоминается тот материал, который заинтересовал, "зацепил" малыша. На занятиях мы путешествуем, раскрываем "волшебные коробочки", готовим фруктовый салат, сажаем огород, играем в магазин. Большой интерес у детей вызывает использование ИКТ. Мы смотрим презентации, видеоролики, слушаем звуки (звуки транспорта, голоса птиц, животных). Все это положительно сказывается на усвоении нового материала по ознакомлению с окружающим миром.