Эльза Тихонова
Консультация «Особенности развития мышления детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Тема: «Особенности развития мышления детей с ЗПР»
Тихонова Эльза Юрьевна
МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш»
комбинированного вида г. Чебоксары
Воспитатель.
Введение
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Публикация «Консультация „Особенности развития мышления детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР.
Эту проблему изучали У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.
На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:
- уровень развития внимания;
- уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
- уровень развития речи;
- уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны ( действует принцип: «так надо» и самостоятельности).
У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.
У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР :
1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.
2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н. Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.
3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из- за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.
4. Стереотипность мышления, его шаблонность.
Особенности наглядно-образного и логического мышления.
Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений
операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.
У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших
мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления :
- Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
- Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
- Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно,
но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить.
Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:
1. Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов,
то есть от частного к общему).
2. Дедукция (от общего к частному).
Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.
По мнению Ульенковой У. В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».
Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР :
1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации
занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении,
обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение
таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях : важно
продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим,
включать в план занятий физкультминутки.
4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка
и применять индивидуальный подход.
Список использованной литературы:
1. Власова Т. А. и Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М. 1985 г.
2. Дети с ЗПР/ под ред. Власовой Т. А. - М., 1983 г.
3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1984 г.
4. Певзнер М. С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной
работоспособности. - М., 1985 г.
5. Стрекалова Т. А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №4, 1982 г.
6. Стрекалова Т. А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с
ЗПР//Дефектология, №1, 1987 г.