Мишанина Анастасия
Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня
Речь человека, как психическая функция, имеет тесную взаимосвязь с языком, является средством выражения норм языка и его законов. Мельчайшей единицей в качестве восприятия речи является фонема. По мнению многих лингвистов и психологов, мы воспринимаем фонему, как часть известного линейного комплекса.
Публикация «Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Рассматривая язык со стороны его слоговой структуры, можно утверждать, что способность говорящего образовывать слог – это выражение основных правил слогосложения данного языка.
Более пятидесяти лет подходы к изучению проблемы слога остаются предметом заинтересованности и споров фонологов, психологов, фонетистов и других специалистов (Н. И. Лепская, Л. А. Чистович, В. В. Шеворошкин, В. Б. Орфинская, А. А. Леонтьев и др.). Однако единого, общепризнанного определения сущности слога нет. Согласно лингвистическому словарю слог можно определить как фонетико-фонематическую единицу, которая находит свое место между звуком и речевым тактом. В свою очередь, большинство лингвистов называют слог минимальной единицей языка.
"Слог - это "неуловимая единица". Для воспроизведения речи минимальной функциональной единицей является слог. А. А. Леонтьев указывает, что слог является также и единицей психолингвистики, которая выступает в модели языковой способности и констатирует её "слоговой уровень", который имеет множество коррелятов как в языковом стандарте, так и вне его на разных уровнях физиологической активности организма.
Слог - минимальный сегмент речи, а составляющие его элементы обладают монолитностью и слитностью. Р. И. Аванесов указывает, что основным критерием целостности слога является его слитность. В. В. Шеворошкин слог рассматривал как сочетание звуков «согласный-гласный»- (СГ).
Многие исследователи под слогом подразумевают отрезки речевого потока. Психофизиологи выявили закономерность восприятия речевого потока и последовательности восприятия таких «отрезков» (сегментов). Важно отметить то, что при этом большое значение имеет сохранность восприятия порядка сегментов, это в свою очередь указывает на нормальное речевое развитие ребенка.
С. С Ляпидевский указал на связь фонематического слуха и процессов артикуляции. В центральной нервной системе существует тесная взаимосвязь между слоговым и двигательным образом слова. В конечном итоге образуется связь между сформированностью слоговой структуры слова и уровнем восприятия речи. Ляпидевский выделял огромную роль слухового и кинестетического контроля в речевой деятельности. Н. И. Лепская писала, что синтез фонологического и фонетического аспектов может дать полное и ясное представление о слоге. Она выявила, что в фонетике слогами принято называть "отрезки" из тех, на которые распадается речевой поток. Более того, она определила слог как структуру, элементы которой находятся в соотношении друг с другом. Само же отношение этих элементов обусловлено структурой данного языка. Если рассматривать определение с точки зрения фонологии, то можно сделать выводы о его недостаточной полноте, в связи с тем, что нет уточнения связи слога и единицы языка. В результате такой неточности слог теряет свое качество – структурность.
А. Л. Трахтеров указывает на особенности, присущие только слогу и отличающие его от фонемы. Фонема – это лингвистическая неделимая единица, обладающая общей функцией образования звуковой оболочки слов и отличающаяся крайне пёстрыми неравноценными физико-акустическими свойствами. Автор считает, что слоги представляют собой более сложные фонетические образования. Трахтеров определил слог, как наименьшую часть ритмической структуры. В слоге центральным элементом является гласный звук, согласный, в свою очередь, выполняет роль периферического элемента.
Таким образом, популярность изучения слога среди специалистов, разнообразие подходов и отсутствие единого понимания природы слога подтверждает актуальность данной проблемы