Надежда Балаева
Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное развитие является одной из основных линий психического развития в дошкольном детстве. Оно включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств. По мнению А. В. Запорожца А. А. Люблинский, Н. Н. Поддьякова и других учёных, наиболее интенсивно процесс осознания нравственных категорий, становление нравственных понятий на основе складывающихся в систему ранее накопленных представлений происходит в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте часть ранее малоосознанных представлений переходит в категорию осознаваемых.
Темочки:
Формирование у детей нравственных представлений не должно ограничиваться только с правилами поведения в обществе. Необходимо, чтобы у дошкольников не только сложились представления о том, как стоит поступать, но и о причинах и следствиях определённых действий и поступков. Вместе с тем создание образов, поступков невозможно без нравственного выбора. По мнению И. В. Сушковой, способность самостоятельно, независимо от других осуществлять моральный выбор на основе отказа от личных интересов или в ущерб им, в пользу нравственно-ценного действия, поступка, нравственно значимого поведения и является подлинной нравственностью. Исследователями доказано, что дети в возрасте после пяти лет, а иногда и раньше, способны отказаться от того, что им приятно и интересно ради соблюдения понятного и принятого ими морального принципа. Таким образом, структуру нравственного сознания составляют не только знание моральных принципов, моральных норм и моральных требований, а также личное признание человеком их ценности, следование им в своём поведении.
Поэтому организуя работу по нравственному воспитанию дошкольников, следует создавать такие образовательные ситуации, в которых нравственные представления, знания правил поведения будут находить отражения в собственном поведении детей, в их деятельности. Изучение литературы позволило определить содержание работы по формированию у старших дошкольников основ нравственного сознания, первый этап который включал: уточнение, обогащение и коррекцию нравственных представлений детей. При этом основу работы с дошкольниками должно составить ознакомление детей с парно- противоположными категориями нравственности. Знакомство детей с категориями нравственности целесообразно начинать с более узкого,частного понятия, например, "добрый человек", на основе которого, затем дети подводятся к усвоению общего фундаментального понятия "добро". Здесь важным средством расширения и обогащения диапазона нравственных представлений, уточнение представлений о нормах и правилах поведения старших дошкольников выступает искусство. Так, в беседах по литературным произведениям дети имеют возможность на основе конкретных поступков героев прийти к пониманию содержания нравственно - ценных понятий.
В содержании второго этапа работы с дошкольниками целесообразно включить использование ситуаций морального выбора, способствующих осознанию норм и правил поведения, формированию убеждений в необходимости следования им, обретению личностного смысла. Решение ситуаций должно происходить коллективно с учё том следующих правил:
1) Рассказывать как о действительно случившейся ситуации, наблюдаемой самим воспитателем;
2) Рассказывать применительно какому - либо случаю из жизни детского сада, по поводу произошедшего самими детьми;
3) Преподносить ситуацию максимально ярко и эмоционально;
4) Не обнаруживать собственного отношения до того как высказались дети;
5) Не желательно давать прямые моральные оценки, важнее объяснить чувства героев, подвести к самостоятельным моральным выводам, дать свободно высказываться.
Содержание этих этапов работы по формированию основ нравственного сознания старших дошкольников апробировалось нами в практической работе одного из дошкольных учреждений г. Арзамаса.