Получи документы

Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания

Надежда Балаева
Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственное развитие является одной из основных линий психического развития в дошкольном детстве. Оно включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств. По мнению А. В. Запорожца А. А. Люблинский, Н. Н. Поддьякова и других учёных, наиболее интенсивно процесс осознания нравственных категорий, становление нравственных понятий на основе складывающихся в систему ранее накопленных представлений происходит в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте часть ранее малоосознанных представлений переходит в категорию осознаваемых.

Публикация «Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания» размещена в разделах

Формирование у детей нравственных представлений не должно ограничиваться только с правилами поведения в обществе. Необходимо, чтобы у дошкольников не только сложились представления о том, как стоит поступать, но и о причинах и следствиях определённых действий и поступков. Вместе с тем создание образов, поступков невозможно без нравственного выбора. По мнению И. В. Сушковой, способность самостоятельно, независимо от других осуществлять моральный выбор на основе отказа от личных интересов или в ущерб им, в пользу нравственно-ценного действия, поступка, нравственно значимого поведения и является подлинной нравственностью. Исследователями доказано, что дети в возрасте после пяти лет, а иногда и раньше, способны отказаться от того, что им приятно и интересно ради соблюдения понятного и принятого ими морального принципа. Таким образом, структуру нравственного сознания составляют не только знание моральных принципов, моральных норм и моральных требований, а также личное признание человеком их ценности, следование им в своём поведении.

Поэтому организуя работу по нравственному воспитанию дошкольников, следует создавать такие образовательные ситуации, в которых нравственные представления, знания правил поведения будут находить отражения в собственном поведении детей, в их деятельности. Изучение литературы позволило определить содержание работы по формированию у старших дошкольников основ нравственного сознания, первый этап который включал: уточнение, обогащение и коррекцию нравственных представлений детей. При этом основу работы с дошкольниками должно составить ознакомление детей с парно- противоположными категориями нравственности. Знакомство детей с категориями нравственности целесообразно начинать с более узкого,частного понятия, например, "добрый человек", на основе которого, затем дети подводятся к усвоению общего фундаментального понятия "добро". Здесь важным средством расширения и обогащения диапазона нравственных представлений, уточнение представлений о нормах и правилах поведения старших дошкольников выступает искусство. Так, в беседах по литературным произведениям дети имеют возможность на основе конкретных поступков героев прийти к пониманию содержания нравственно - ценных понятий.

В содержании второго этапа работы с дошкольниками целесообразно включить использование ситуаций морального выбора, способствующих осознанию норм и правил поведения, формированию убеждений в необходимости следования им, обретению личностного смысла. Решение ситуаций должно происходить коллективно с учё том следующих правил:

1) Рассказывать как о действительно случившейся ситуации, наблюдаемой самим воспитателем;

2) Рассказывать применительно какому - либо случаю из жизни детского сада, по поводу произошедшего самими детьми;

3) Преподносить ситуацию максимально ярко и эмоционально;

4) Не обнаруживать собственного отношения до того как высказались дети;

5) Не желательно давать прямые моральные оценки, важнее объяснить чувства героев, подвести к самостоятельным моральным выводам, дать свободно высказываться.

Содержание этих этапов работы по формированию основ нравственного сознания старших дошкольников апробировалось нами в практической работе одного из дошкольных учреждений г. Арзамаса.

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство формирования основ правовой культуры дошкольников Перспективный план по правовому воспитанию детей старшей группы на 2015 -2016 учебный год. Сентябрь. Право на образование и развитие. Тема:.

Консультация «Особенности формирования познавательных интересов дошкольников с речевыми нарушениями в игровой деятельности» В настоящее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Правильное понимание структуры общего недоразвития.

Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Консультация для воспитателей «Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Здоровый образ жизни – это активная деятельность.

Конспект занятия по формированию основ толерантного сознания «Спасение друзей из города Доброжеланска» Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми Разработан: Левченко Антонина Олеговна, воспитатель МКДОУ д/с №1 «Золотой ключик».

Консультация «Особенности формирования экологического образования дошкольников всех возрастных групп» .

Особенности эмоционального развития старших дошкольников Особенности эмоционального развития старших дошкольников Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. У человека главная функция.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Формирование основ правового сознания у дошкольников Цель работы: формирование основ правового сознания у дошкольников. Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует.

Проблема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Формирование здорового поколения – одна из главных задач развития страны. Сегодня главное направление государственной политики в области.

Сообщение из опыта работы «Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ» "Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ"(Сокращённый вариант) (Безопасность — это “Состояние защищенности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 19:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Балаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД