МААМ-картинки

Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР

Петрова
Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, фонематические процессы, индивидуальные возможности.

В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. В связи с увеличением числа детей с ОВЗ, становится первостепенной проблема социализация их в обществе.

Публикация «Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР» размещена в разделах

Существующая многолетняя практика в области логопедии показывает, что при целенаправленной систематической работе многие нарушения речевого развития могут быть преодолены.

На основе психологического изучения речи детей Левина Р. Е. пришла к выводу о большом значении фонематического восприятия, от которого зависит нормальное развитие не одного, а целого ряда речевых процессов. [3, с. 37]

В результате работы в этом направлении нами были выделены особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР :

1. У детей с ОНР помимо нарушений произносительной стороны речи, трудностей различения фонем родного языка, отмечаются недостатки лексико-грамматического оформления высказывания, неустойчивость и недостаточная распределяемость внимания, нарушение словесной памяти.

Учёт структуры дефекта является неотъемлемым условием, обеспечивающим успешное формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР. В процессе организации занятий, игр и упражнений необходимо чётко формировать инструкции, уточнять их понимание детьми, учить удерживать их в памяти, действовать в соответствии с ними.

2. В процессе организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать уровень сформированности у ребёнка фонематического слуха и восприятия. В зависимости от того, на каком этапе формирования находится ребёнок, используются те или иные игры.

3. К изучению нового материала, необходимого на каждом последующем этапе формирования фонематического слуха и восприятия, можно переходить только после прочного усвоения знаний, умений и навыков предыдущего этапа. В противном случае невозможно достичь высокого уровня развития фонематического слуха и восприятия, подготовить ребёнка к овладению навыкам звукового анализа и синтеза, необходимых в процессе обучения грамоте, а в целом, и для формирования полноценной речевой деятельности.

4. Для обеспечения интереса, создания мотивации необходимо максимально использовать игровые моменты, разнообразные варианты игр и упражнений, включая их как в специально организованные занятия, так и используя их вне занятий, в повседневной жизни детей. Разнообразие игр и упражнений позволяет наиболее эффективно формировать фонематический слух, а также умение переносить способ решения задач в новую ситуацию, на новый речевой материал.

Развитые фонематические процессы - важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от определенного уровня развития фонематического слуха обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Под фонематическим восприятием понимается способность к восприятию звуковой речи, умение различать звуки речи и их последовательности в словах [5; с. 356]

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Особую актуальность в поиске эффективных методов формирования фонематических процессов на наш взгляд, приобретает использование игры, которая создает наиболее благоприятные условия для формирования не только речи, но и личности в целом. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Это необходимо учитывать при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его основной части, позволяя повысить интерес к нему, активизировать их деятельность, а может использоваться и как самостоятельная форма. Подбор игр и игровых упражнений построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий, а также в соответствии с этапами развития фонематического слуха.

На первом этапе учим различать неречевые звуки, воспроизводить различные ритмы. Рекомендуемые игры: "Печатная машинка", "Музыканты", "Шумящие коробочки".

На втором этапе учим различать высоту, силу и тембр голоса. Рекомендуемые игры: "Поиграем в сказку", "Кто позвал?", "Улиточка".

На третьем этапе используем игры, направленные на обучение различать слова, близкие по звуковому составу. Рекомендуемые игры: "Часы", "Рифмушки", "Чудо-краски".

На четвертом этапе знакомим детей с понятием "слог" и учим их различать. Рекомендуемые игры: "Поймай слог", "Добавь слог", "Попугай" .

На пятом этапе проводится работа по дифференциации изолированных звуков, причем начинать надо обязательно с гласных. Рекомендуемые игры: "Ловушка", "Волшебный мешочек", "Если звук слышат ушки, мяч взлетает до макушки".

На шестом этапе проводится работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Рекомендуемые игры: "Гусеница", "Телеграф", "Кубик".

Для достижения необходимого уровня сформированности фонематических процессов у детей мы рекомендуем использовать дидактические игры и упражнения в определенной последовательности, с учетом индивидуальных возможностей, соблюдая принцип постепенного усложнения материала. Мы предлагаем активно использовать данные игры и упражнения на всех этапах развития речи детей, включать в индивидуальные и фронтальные занятия логопеда. Знания и умения, которые дети приобретут, следует закреплять в свободных видах деятельности.

Нельзя не сказать о важности сотрудничества с родителями, ведь они имеют огромную возможность закреплять полученные навыки и контролировать речь своих детей, исключая ошибки. Активное участие их в коррекционно-образовательном, процессе позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребенка. В рамках этого направления используются следующие формы работы, как мастер-класс "Игры своими руками", выпуск буклетов "Игры со звуками", "Как играть дома", творческие проекты "Все профессии важны", "Любимый город", консультации "Что такое фонематический слух и для чего его нужно развивать", "Как заниматься с ребенком дома", открытые занятия, совместные занятия, изготовление папок-передвижек, фотоотчетов.

Таким образом, зная особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР, возможно коррекционную работу по развитию фонематических процессов построить более эффективно, что будет способствовать речевому развитию и личности в целом.

Литература

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. – Санкт- Петербург, 1999.

2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

4. Лопухина А. Игры и упражнения для развития фонематического слуха

/Дошкольное воспитание № 7- М., 1984.

5. Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под. ред. Селивёрстова В. И. – М., 1997.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР
Опубликовано: 3 октября 2021 в 17:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД