Петрова
Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, фонематические процессы, индивидуальные возможности.
В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. В связи с увеличением числа детей с ОВЗ, становится первостепенной проблема социализация их в обществе.
Публикация «Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР» размещена в разделах
Существующая многолетняя практика в области логопедии показывает, что при целенаправленной систематической работе многие нарушения речевого развития могут быть преодолены.
На основе психологического изучения речи детей Левина Р. Е. пришла к выводу о большом значении фонематического восприятия, от которого зависит нормальное развитие не одного, а целого ряда речевых процессов. [3, с. 37]
В результате работы в этом направлении нами были выделены особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР :
1. У детей с ОНР помимо нарушений произносительной стороны речи, трудностей различения фонем родного языка, отмечаются недостатки лексико-грамматического оформления высказывания, неустойчивость и недостаточная распределяемость внимания, нарушение словесной памяти.
Учёт структуры дефекта является неотъемлемым условием, обеспечивающим успешное формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР. В процессе организации занятий, игр и упражнений необходимо чётко формировать инструкции, уточнять их понимание детьми, учить удерживать их в памяти, действовать в соответствии с ними.
2. В процессе организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать уровень сформированности у ребёнка фонематического слуха и восприятия. В зависимости от того, на каком этапе формирования находится ребёнок, используются те или иные игры.
3. К изучению нового материала, необходимого на каждом последующем этапе формирования фонематического слуха и восприятия, можно переходить только после прочного усвоения знаний, умений и навыков предыдущего этапа. В противном случае невозможно достичь высокого уровня развития фонематического слуха и восприятия, подготовить ребёнка к овладению навыкам звукового анализа и синтеза, необходимых в процессе обучения грамоте, а в целом, и для формирования полноценной речевой деятельности.
4. Для обеспечения интереса, создания мотивации необходимо максимально использовать игровые моменты, разнообразные варианты игр и упражнений, включая их как в специально организованные занятия, так и используя их вне занятий, в повседневной жизни детей. Разнообразие игр и упражнений позволяет наиболее эффективно формировать фонематический слух, а также умение переносить способ решения задач в новую ситуацию, на новый речевой материал.
Развитые фонематические процессы - важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от определенного уровня развития фонематического слуха обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Под фонематическим восприятием понимается способность к восприятию звуковой речи, умение различать звуки речи и их последовательности в словах [5; с. 356]
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Особую актуальность в поиске эффективных методов формирования фонематических процессов на наш взгляд, приобретает использование игры, которая создает наиболее благоприятные условия для формирования не только речи, но и личности в целом. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Это необходимо учитывать при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его основной части, позволяя повысить интерес к нему, активизировать их деятельность, а может использоваться и как самостоятельная форма. Подбор игр и игровых упражнений построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий, а также в соответствии с этапами развития фонематического слуха.
На первом этапе учим различать неречевые звуки, воспроизводить различные ритмы. Рекомендуемые игры: "Печатная машинка", "Музыканты", "Шумящие коробочки".
На втором этапе учим различать высоту, силу и тембр голоса. Рекомендуемые игры: "Поиграем в сказку", "Кто позвал?", "Улиточка".
На третьем этапе используем игры, направленные на обучение различать слова, близкие по звуковому составу. Рекомендуемые игры: "Часы", "Рифмушки", "Чудо-краски".
На четвертом этапе знакомим детей с понятием "слог" и учим их различать. Рекомендуемые игры: "Поймай слог", "Добавь слог", "Попугай" .
На пятом этапе проводится работа по дифференциации изолированных звуков, причем начинать надо обязательно с гласных. Рекомендуемые игры: "Ловушка", "Волшебный мешочек", "Если звук слышат ушки, мяч взлетает до макушки".
На шестом этапе проводится работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Рекомендуемые игры: "Гусеница", "Телеграф", "Кубик".
Для достижения необходимого уровня сформированности фонематических процессов у детей мы рекомендуем использовать дидактические игры и упражнения в определенной последовательности, с учетом индивидуальных возможностей, соблюдая принцип постепенного усложнения материала. Мы предлагаем активно использовать данные игры и упражнения на всех этапах развития речи детей, включать в индивидуальные и фронтальные занятия логопеда. Знания и умения, которые дети приобретут, следует закреплять в свободных видах деятельности.
Нельзя не сказать о важности сотрудничества с родителями, ведь они имеют огромную возможность закреплять полученные навыки и контролировать речь своих детей, исключая ошибки. Активное участие их в коррекционно-образовательном, процессе позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребенка. В рамках этого направления используются следующие формы работы, как мастер-класс "Игры своими руками", выпуск буклетов "Игры со звуками", "Как играть дома", творческие проекты "Все профессии важны", "Любимый город", консультации "Что такое фонематический слух и для чего его нужно развивать", "Как заниматься с ребенком дома", открытые занятия, совместные занятия, изготовление папок-передвижек, фотоотчетов.
Таким образом, зная особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР, возможно коррекционную работу по развитию фонематических процессов построить более эффективно, что будет способствовать речевому развитию и личности в целом.
Литература
1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. – Санкт- Петербург, 1999.
2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
3. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
4. Лопухина А. Игры и упражнения для развития фонематического слуха
/Дошкольное воспитание № 7- М., 1984.
5. Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под. ред. Селивёрстова В. И. – М., 1997.