Елена Викторовна Карасёва
Особенности ДПИ, используемых для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве начинается знакомство ребёнка с искусством. Дети знакомятся с живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, произведениями декоративно-прикладного искусства.
Особый интерес для нас представило такое педагогическое средство как декоративно-прикладное искусство, способствующее развитию творческих способностей дошкольников.
Публикация «Особенности ДПИ, используемых для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Главным отличительным признаком декоративного искусства принято считать его утилитарность, эстетическое начало непременно сочетается с возможностью бытового использования.
Декоративно-прикладное искусство, каждый его вид, формировалось под воздействием условий жизни народа-созидателя, труда, быта и климатических условий.
Мастера учатся создавать условные узоры, знаки и символы, с помощью которых они выражают свое восприятие мира. Древнейшие символы геометрические. Рядом с ними выделяют зооморфные, фитоморфные и антропоморфные символы.
Геометрические знаки несли большую смысловую нагрузку. Они очень просты и достаточно доступны для представления ребенку дошкольного возраста : линии, круги, треугольники, ромбы, зигзаги, кресты (одинарные и двойные). Ромб — символ солнца, засаженного поля, прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая горизонтальная линия означала воду, реку, ручей, вертикальная линия символизировала дождь; треугольники – горы; круг, квадрат, ромб – Солнце и Луна. Зооморфные символы представляют собой изображения животных и птиц. Например, изображение лошади. Лошадь необходима фермеру, чтобы вырастить хлеб, как солнце, как хлеб. Лошадь – хлеб крестьянина, олицетворение его жизненной силы. Птица и ее изображение породили у людей веру в то, что птица несет свет и тепло, защищает от зимнего холода и ночной тьмы.
Образ древа жизни принадлежит к фитоморфному образу; она олицетворяет счастье и благополучие. Дети хотят воспроизвести этот образ в своих рисунках, украшая большими яркими цветами и фантастическими фруктами. Чаще всего в творчестве дошкольников используются признаки семян и побегов; дети учатся сами составлять красивые украшения.
Антропоморфные изображения используются и в детском творчестве. Как правило, это стилизованные человеческие фигуры. Одним из эффективных средств эстетического развития ребенка является деятельность, в ходе которой он передает свойства предметов разными выразительными средствами, самым ярким из которых является цвет. ДПИ означает, что он позволяет целенаправленно развивать восприятие цветов и цветовых сочетаний и творческие способности в целом. Еще одним видом ДПИ, доступным дошкольнику, является орнамент. Этот тип составляет основу художественного оформления многих изделий: домашней утвари, одежды. Язык оформления очень разный. По элементам его составляющих выделяют следующие виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. Знакомясь с образцами ДПИ, ребенок не только приобретает технические навыки и творческие способности, но и обогащается его познавательный опыт, эмоционально-психическое развитие.