Наталья Костальон
Консультация «Особенности диалога у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности диалога у детей с ОНР.
Одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками - это речевое развитие, овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие коммуникативных навыков, позволяющих понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией. Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др., сопровождает их и служит условием успешной реализации.
Публикация «Консультация „Особенности диалога у детей с ОНР“» размещена в разделах
Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний двух или нескольких говорящих. Коммуникативные роли собеседников в диалоге постоянно меняются : говорящий становиться слушающим и наоборот.
Считается, что участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
В диалог обязательно включены эмоции говорящих, а значит помимо слов в нем активно используются средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы и т. д. Все это образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую слова.
Диалог может развиваться в различных ФОРМАХ.
1. Например, в форме реплик. Различают реплики-стимулы и реплики-реакции. Реплики-стимулы побуждают к действиям. В репликах-реакциях собеседник выражает согласие-несогласие или уточняет сказанное.
2. Вопросно-ответная форма диалога. С точки зрения лингвистики вопрос является более сложной формой речи. Желание и умение задавать вопросы - показатель интеллектуального развития. Вопрос выделяет то новое и неизвестное, что должно быть сообщено в ответ. Вопрос направляет и программирует ответ. Чтобы оказаться понятным, вопрос должен быть достаточно развернутым. Ответ же либо однословен, либо опирается на синтаксическую, грамматическую и лексическую структуру вопроса. Мотив, побуждающий к речи отвечающего, также заключен в вопросе.
Вопросы можно подразделить на:
а) те, в которых нет вопросительного слова, а есть только вопросительная интонация;
б) те, в которых помимо вопросительной информации есть вопросительное слово.
Последние, в свою очередь можно поделить на:
• констатирующие (Что? Кто? Где? Куда)
• проблемные (Почему? Зачем? Каким образом)
3. Также наблюдается разница между неподготовленным
диалогом и БЕСЕДОЙ. Беседа - своеобразный диалог, направляемый
определенной темой. В беседе больше развернутых сообщений
(«маленьких монологов» внутри диалога, но в отличие от собственно
монолога эти сообщения всегда предполагают ответную речевую реакцию
слушателя. Беседы используются как метод обучения.
* * *
Каковы же закономерности формирования диалогической речи в норме? Диалог - первичная форма речи ребенка. Речевые возможности детей раннего возраста ограниченны. Но диалог с опорой на конкретную ситуацию доступен им, так как не требует развернутых высказываний и богатого словаря. Одним словом (или даже междометием, звукоподражанием) ребенок может выразить свою мысль.
Наиболее частой в общении взрослого и ребенка является вопросно-ответная форма диалога. Инициатором диалога, то есть стороной, задающей вопрос, на этом этапе выступает взрослый.
В условиях диалогического общения с опорой на конкретную ситуацию ребенок учиться понимать обращенную речь, накапливать слова, пытается самостоятельно комбинировать их в минимальные высказывания. У него возникает потребность в формулировании собственного мнения, в рассуждении. Прежние средства ситуативного диалога не удовлетворяют его, и он переходит к овладению более сложной контекстной речью, содержание которой становиться понятно слушателю не из конкретной ситуации, а из сочетания слов, предложений, т. е. из самой речи.
Одновременно у ребенка накапливается опыт самостоятельной практической деятельности, он становиться не так зависим от взрослого. Наряду с развитием всех психических процессов, формируется познавательный интерес, и ребенок все чаще берет на себя инициативу в развитии диалога : он начинает сам задавать вопросы.
В норме после двух лет идет активное задавание вопросов, к трем годам этот процесс достигает наивысшей точки: дети «мучают» взрослых своими вопросами. Сначала это так называемые констатирующие вопросы, а затем и вопросы проблемного содержания.
Так постепенно от пассивного участника в речевом общении к инициативному, от ситуативной речи к контекстной идет развитие речевых возможностей ребенка внутри диалога. «В недрах диалога зарождается связность монологической речи».
* * *
Теперь рассмотрим, как развивается диалогическая речь при ОНР. Дети с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога : речь бедная, нет навыка рассуждения, речевого творчества, фантазии. Они не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.
В основном обратим внимание на вопросно-ответную форму диалога как наиболее частую в общение ребенка и взрослого, а точнее, на умение детей с ОНР задавать вопросы, поскольку умению построить ответ, подать реплику мы обучаем детей в процессе работы над предложением.
Итак, если в норме уже в два с половиной года дети активно задают вопросы, то при ОНР они удивляют тем, что и в пять лет почти не о чем не спрашивают.
Необходимо разобраться в причинах такого отставания.
Во-первых, чтобы задать вопрос должно появиться желание узнать что-то новое. То есть у ребенка должен быть достаточно сформирован познавательный интерес. Мы знаем, что у детей с ОНР познавательные интересы находятся на низком уровне.
Во-вторых, чтобы задать вопрос нужно отбросить второстепенное и выделить главное - то, что интересует, и суметь подобрать вопросительное слово. Для этого на достаточном уровне должны быть процессы внимания, памяти, логического мышления.
В-третьих, это лексико-грамматические трудности, тем более, что вопрос, как отмечалось выше, сложнее, чем ответ.
Четвертая причина касается в основном детей, которых затрудняет собственно речь (проговаривание, и способных критически оценивать свои речевые возможности, в силу чего у них возникает нежелание вступать в контакт, отсутствует речевая активность, а значит, не развивается умение спрашивать.
Перечисленные причины отставания соответствуют нарушению одного из звеньев процесса порождения речи (мотив; программирование высказывания; выбор лексико-грамматических средств; проговаривание, и логопед должен учитывать, какое из звеньев пострадало: одного ребенка может сдерживать недостаточный уровень интеллектуального развития, другого - неумение грамматически грамотно оформить вопросительное предложение и т. д.
Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения.
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ.
Учитывая закономерности развития диалогической речи в норме, можно изложить основные принципы работы:
а) от пассивного участия в диалоге (только ответы на вопросы взрослого) к
инициативному;
б) от диалога, опирающегося на наглядную ситуацию, к диалогу на
отвлеченную тему;
в) от более простых вопросов к более сложным (без вопросительного
слова; констатирующие; проблемные)
I ЭТАП. ВОПРОСЫ ЗАДАЕТ ВЗРОСЫЙ.
Последовательность вопросов соответствует порядку работы над предложениями.
1. КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?
ЧТО ДЕЛАЕТ?
КОГО? ЧТО? (к вин. пад.)
И далее все падежные вопросы по порядку изучения падежей.
2. Падежные вопросы с предлогами:
ВО ЧТО? НА ЧТО?
С КЕМ? ЗА КЕМ? и т. д.
3. Вопросы к прилагательным.
КАКОЙ ПО ЦВЕТУ?
ПО ФОРМЕ?
ПО ВЕЛИЧИНЕ?
(имея в виду не только «большой - маленький», но и
«высокий -низкий», «длинный - короткий» и т. д.) Учитывается, с каким трудом дети с ОНР выделяют признак предмета, необходима серия занятий, посвященных этим вопросам.
1. ЧЕЙ?
2. КАК? (антонимы - наречия)
3. ОТКУДА? Дети с ОНР путают эти вопросы, КУДА? поэтому необходима работа по их ГДЕ? дифференциации.
4. КОГДА?
5. СКОЛЬКО?
6. ПОЧЕМУ? На этом этапе логопед обращает внимание
ЗАЧЕМ? детей на причинно-следственную связь
КАКИМ ОБРАЗОМ? событий, развивает фантазию, учит
рассуждать.
II ЭТАП. ПОБУЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПОСТАНОВКЕ КОНКТНЫХ ВОПРОСОВ.
Сначала это будут вопросы без вопросительного слова, как наиболее простые по структуре, и логопед работает над вопросительной интонацией и умением отличить ее от утвердительной.
Затем это будут вопросы с вопросительным словом (в той же последовательности, что и на I этапе).
Чтобы у ребенка появилось желание задать вопрос, нужно использовать такие игры и ситуации, в которых он будет поставлен перед такой необходимостью. Причем на первых порах ситуация должна побуждать ребенка к постановке определенного, конкретного вопроса.
Обучая детей самостоятельной постановке вопросов, удобнее посадить их в виде полукруга. Такое размещение способствует чувству общности, помогает преодолеть барьер между детьми и взрослыми, располагает к живому общению.
Важен также общий эмоциональный настрой: доброжелательность, поощрение тех, кто задает вопросы, даже и не удачные на первых порах.
III ЭТАП. ДИАЛОГ МЕЖДУ ДЕТЬМИ.
На этом этапе создаются ситуации, побуждающие детей к самостоятельному общению. У них уже накоплен опыт постановки конкретных вопросов, который они могут использовать в этой ситуации в зависимости от своей фантазии. Целью для детей становиться не только грамматически правильно построить вопросительное предложение, но и задать как можно больше разнообразных вопросов.
Возможно и воспитательное значение самостоятельных диалогов между детьми на занятиях, так как, разговаривая между собой под контролем взрослого, дети учатся выслушивать друг друга, вежливо обращаться к товарищам и благодарить их.
ВЫВОД. Таким образом, развивая диалогическую речь, наряду с умением правильно задавать вопросы и строить ответы, мы формируем активное речевое поведение и способствуем развитию внимания, памяти, логического мышления. Развитие инициативного диалогического общения является предпосылкой овладения связной речью.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
1. «Угадайте, я сейчас о чем-то спрашиваю или рассказываю?»
Цель: учить различать вопросительную и утвердительную интонацию.
• Маша идет в детский сад.
• Маша идет в детский сад?
2. «Я говорю по телефону, угадайте, о чем меня спрашивают?»
Цель: учить определять место логического ударения.
Логопед: «Мама испекла пирог».
Ребенок: «Вас спросили о том, что испекла мама».
ИЛИ
Логопед: «Мама испекла пирог».
Ребенок: «Вас спросили о том, кто испек пирог» и т. д.
3. Занятия по типу детской песенки: «Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.»
Ребенок: «Кони?», «Козы?», «Коровы?»
Цель: учить вопросительной интонации.
а) дети придумывают слова на определенный звук:
Логопед: «Художник нарисовал жжж.»
Ребенок: «Жука? Жирафа?.»
б) на занятии по дифференциации звуков дети выбирают слова на
определенный звук (картинки на оба звука расставлены на доске) :
Логопед: «Мама купила новую ш.» (или «с.»)
Ребенок: «Шапку? Шубу?.» (или «Сумку?.»)
4. «Угадайте, какой предмет я задумала?»
На столе 4 предмета: красные мяч и кубик, синие шар и коробка. Логопед задумывает один из них, дети с помощью вопросов угадывают предмет:
• Этот предмет синий или красный?
• Круглый или квадратный?
Тоже задание можно использовать на обобщающие понятия: птицы-животные, овощи-фрукты и т. д.
5. «Перевернутые картинки»
Цель: побуждать ребенка задать конкретный вопрос, правильно подобрать вопросительное слово.
Логопед: «Дай то, что нарисовано на картинке».
Ребенок: «Что нарисовано на картине?»
Логопед: «Сделай то, что мальчик на картинке».
«Дай такой мяч, как на картинке».
«Дай столько кубиков, сколько на картинке» и т. д.
6. Логопед закрывает часть картинки: «Хочешь узнать, спроси».
Логопед: «Девочка хочет накормить.»
Ребенок: «Кого?»
ИЛИ
Логопед: «Мальчик хочет подарить цветы.»
Ребенок: «Кому?»
7. То же, но без опоры на картинку: «Чтобы окончить предложение, спроси».
Логопед: «Катя идет.»
Ребенок: «Куда?»
Остальные дети придумывают разнообразные ответы.
8. Логопед прячет игрушку, дети спрашивают, используя разные предлоги и
глаголы.
• Зайчик сидит под столом?
• Зайчик спрятался за шкаф?
• Зайчик залез в коробку?
9. «Выполни мое поручение».
Логопед: «Положи кубик»
Ребенок: «Куда?»
Логопед: «Достань мяч»
Ребенок: «Откуда?»
10.«Выбери нужный предмет». Логопед выставляет несколько предметов схожих по значению. Например: щетка, веник, метла.
Логопед: «Подметай!»
Ребенок: «Чем?» и т. д.
11. Предложение - загадка.
Логопед: «Кто-то подарил кому-то что-то»
Ребенок: «Кто подарил?»
«Кому подарил?»
«Что подарил?»
Как игровой момент можно использовать стихотворение - загадку:
«Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?»
12. Разговор по телефону с Незнакомцем.
Незнакомец задает ребенку различные вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какого цвета твои глаза?» и т. д. Ребенок отвечает и спрашивает о том же, т. е. пользуется образцом.
В дальнейшем дети могут самостоятельно расспрашивать Незнакомца. Можно организовать соревнование между детьми или двумя командами, награждается тот, кто задаст большее количество вопросов.
13. «Сказочные животные»
Дети могут задавать самые разнообразные вопросы:
«Сколько у него глаз?», «Есть ли у него ноги?», «Где находиться рот?» и
т. д.
После занятия можно попросить нарисовать сказочного зверя по памяти.
14. Постановка вопросов по схеме.
Например, логопед задумывает предмет, а дети расспрашивают его по схеме о цвете, форме, величине и т. д.
ИЛИ
Логопед задумывает одно из времен года, дети спрашивают по схеме о том, какое небо, солнце и т. д.
15. Дети ведут диалог самостоятельно, сравнивая свои предметы. Например:
• У меня овощ желтого цвета, а у тебя?
• А у меня красного.
и т. д.
16. «Почемучки».
Дети задают сложный для них вопрос «ПОЧЕМУ?», опираясь на утвердительное предложение - образец. Первое предложение произносит логопед, далее и спрашивают и отвечают дети.
Логопед: «Ваня промочил ноги»
Ребенок: «Почему Ваня промочил ноги?»
«Потому что Ваня вышел на улицу без сапог». «Почему Ваня вышел на улицу без сапог?»
17. «Справочное бюро».
18.«Незнакомый город».
19. «Магазин».
Это ситуации для самостоятельных диалогов между детьми, в которых они должны не только правильно задать вопрос, но и проявить свою фантазию, чтобы эти вопросы были разнообразными, а так же уметь вежливо обращаться друг к другу.