Алина Завьялова
Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида»
Муромцевского муниципального района Омской области
Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР
Автор: Завьялова Алина Николаевна, учитель-логопед
Публикация «Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению чтению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с ОНР.
Характеристика развития речи детей в норме
К моменту выпуска из детского сада ребенок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её у детей это сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии, но он многократно усложняется, если у детей наблюдается общее недоразвитие речи.
Устная речь детей седьмого года жизни в норме характеризуется несколькими структурными компонентами:
1. Фразовая речь
Активная речь детей достаточна развита : высказывания точны, логически последовательны, завершенны; фразы развёрнуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.
Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнениё и т. д. В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.
2. Понимание речи
Дети различают изменения значений слов, вносимых флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают многозначность слов, переносное значение метафор. Образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т. д.
Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их.
Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации.
Принимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения.
3. Словарный запас
В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддерживать разговор на любую тему, доступную их возрасту.
Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.
Умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснить значения слов.
4. Грамматический строй
Правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.
5. Звукопроизношение
Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детими к четырем годам.
Дети седьмого года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, в середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).
В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.
6. Слоговая структура слов
Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми, со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.
7. Фонематическое восприятие
Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие-глухие, твердые-мягкие пары звуков, свистящие-шипящие и т. д., устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т. д.
8. Связная речь
На седьмом году жизни связная речи становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний.
В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; рассказывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших худ. произведений, просмотренных фильмов. Могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Передавать содержание картинок по памяти; рассказать не только о том, что увидели, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.
Характеристика детей с ОНР
Дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в использовании сложных предложений, не пользуются подчинительными союзами; их высказывания чаще носят фрагментарный характер; понимание обращенной речи затруднено, недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не всегда понимают вопросы косвенных падежей (Чем? Кому? С кем? и др.); словарный запас значительно беднее; допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными, в употреблении предлогов, в ударениях и падежных окончаниях; трудно проходит процесс автоматизации поставленных звуков, характерны нестойкие замены; слоговая структура слов нарушена на уровне 4-5-сложных слов, допускают сокращения, перестановки, замены звуков и слогов; с ошибками определяют место звука в слове, испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов;
при составлении рассказов и предложений требуются словесные или изобразительные подсказки, пользуются длительными паузами и короткими фразами, речевая самостоятельность низкая.
Пятилетние дети с ОНР, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т. п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например, водопроводчик, перекресток и т. п.
Наряду с указанными речевыми особенностями, для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления.
Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем : они трудно восстанавливают порядок предметов или картинок после их перестановки, не замечают неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы, геометрические фигуры или слова по заданному признаку. Например, не могут показать на листке только квадраты или только красные фигурки.
Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости их движений. Артикуляция звуков речи происходит, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки между собой или с неподвижными зубами и небом. Нарушение артикуляции приводит к их дефектному произношению, а часто и общей невнятности, смазанности речи.
Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. Если движения пальцев соответствуют возрасту, установили они, речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения неточные, плохокоординированные. Многие держат ложку в кулаке либо с трудом берут правильно кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т. п.
Словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. (Зимой дома тепло, потому что нет снега.)
Все перечисленные процессы тесно связаны с речью, и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием. В частности это касается словесно-логического мышления и внимания.
Выделяют несколько степеней нарушения речи:
ОНР I степени — полное отсутствие речи. Этот уровень специалисты называют безречевым. То есть ребенок пытается изъясняться лишь при помощи жестов, младенческих лепетных слов, мимики, мычания. Такой способ общения может наблюдаться при олигофрении, но в данном случае отличительной чертой является довольно большой объем пассивного словаря у ребенка. То есть он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы.
ОНР II степени характеризуется зачаточным состоянием речи. Для общения используются искаженные слова, которые, однако, складываются в простые предложения. Слова могут изменяться в разных грамматических формах, но происходит это нечасто. Активный словарный запас ограничен, высказывания обычно состоят из простого перечисления предметов и действий, плохо согласованных между собой или не согласованных вовсе. При этом ребенок имеет проблемы с выговариванием многих звуков. Иногда ОНР I степени II связано с задержкой психического развития (ЗПР).
III степень ОНР отличает довольно развернутая речь с неправильным построением предложений и согласованием слов. Дети идут на контакт, общаются, но чаще делают это в присутствии родителей, которые в случае необходимости выступают «переводчиками». Однако предложения строятся уже довольно сложные, хотя подчас и с неправильным согласованием. Произношение звуков имеет трудности, иногда один звук может заменять несколько разных. На фоне довольно пространной речи сильно заметно недоразвитие всех частей языковой системы — лексической, грамматической и фонетической.
При IV степени ОНР нарушения компонентов речи присутствуют, но выражены незначительно. То есть звукопроизношение характеризуется сложностями с сонорными, шипящими и свистящими. Не очень обширен словарный запас, имеются проблемы с грамматическим построением фраз.
Причины возникновения общего недоразвития речи
У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.
Внутренние:
• Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.
• Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.
• Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению минимальной мозговой дисфункции.
• Наследственность.
Внешние:
• Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.
• Отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье, няня-иностранка и т. п.).
Учебно-педагогическую работу, с данной категорией детей ведут логопед и два воспитателя, в условиях речевой группы, но актуальной проблемой на сегодня является - большое количество детей с ОНР в массовых детских садах, и отсутствие нужных специалистов в ДОУ. Поэтому, перед образовательными организациями встает острый вопрос – как помочь каждому ребенку.