Получи документы

Особенности детского фольклора в развитии ребенка

Виктория Романова
Особенности детского фольклора в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемы в развитии речи объясняются не только физиологическими либо генетическими нарушениями, социальное окружение также играет свою роль, являясь образцом для подражания.

Характеризуя развитие ребенка, стоит сделать акцент на формировании ментальной картины мира, на то, в каком виде данная репрезентация предстает в мышлении ребенка. Переживая период взросления, ребенок овладевает средствами и способами овладения информацией, происходит становление восприятия, воображения, умения рассуждать.

Публикация «Особенности детского фольклора в развитии ребенка» размещена в разделах

Мы рассмотрим вопрос с точки зрения важности сохранения и применения элементов детского фольклора, так называемого бесценного наследия нашего народа. Прежде всего, произведения фольклорного жанра – это своеобразные речевые тренажеры, которые благодаря своему эмоциональному наполнению обладают жизнестойкостью и востребованностью. Заклички и приговоры, обрядовые календарные песни по своей форме представляют комплекс речевых упражнений, притягательных для ребенка и необременительных для взрослого. И в наше время фольклор представляет собой яркий, жизнерадостный мир, притягательный для любого ребенка. Он является своеобразным зеркалом мира взрослых, хотя и живет по своим правилам. Осваивая новый мир, дети перестраивают его, изучают его опыт, внося в него свои интерпретации.

Современный мир отличается высоким уровнем технического прогресса, технические гаджеты сужают границы воображения, навязывая свои, нередко спорные интерпретации. Задача родителей и педагогов сохранить самобытность фольклора, познакомить детей с культурным речевым богатством народа, заложить фундамент развития личности. Современный Образовательный Стандарт предполагает наличие выбора, наличие вариативности, и детский фольклор напрямую связан с этим понятием. Вариативность является своего рода показателем жизнедеятельности фольклора, его вневременоого существования.

Не так уж часто, но можно встретить детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю, чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтобы оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый ребенок прежде знал приговорки обращенные к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках. Произносят их подчас и современные дети, хотя и значительно реже.

Рассмотрим подробнее вопросы фольклористики

Издавна существовали заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям, а также обрядовые песни, которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, они составляют детский календарный фольклор. Когда-то этап произведения имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений.

В особую группу обычно выделяют прозвища, дразнилки. Это группа сатирического фольклора. Прозвища обычно возникают как рифмованные прибавления к имени: «Федя – медя!», «Алеха – Алексей!». Прибавление к прозвищу новых стихов превращало его в дразнилку, имеющую цель обидеть: «Федя – Медя, съел медведя!», «Алеха – Алексей, полна пазуха мышей!». Произведения этой группы также имеют корни в фольклоре взрослых, которые давали друг другу клички, прозвища, высмеивая действительные и мнимые недостатки. Подчас жители городов и даже целых губерний обменивались колкостями, называю друг друга разными нелестными прозвищами. В детской среде прозвища клички в какой-то степени смягчены, но подчас они довольно едки.

Очень любят дети слушать сказки. Детям младшего возраста рассказывают, прежде всего, сказки о животных. В них животные олицетворяют те качества человека (жадность, глупость, хитрость) которые осуждает сказка, и в этом заключается ее мораль и воспитательное значение. Эти сказки очень просты по своей композиции. Большую роль в них играют повторяемость одного и того же эпизода. На особом подчеркивании этого приема основаны цепные (кумулятивные) сказки, такие как «Колобок», «Коза с орехами». многократном наращивании повторяющихся действий. Такое построение сказок способствует лучшему их запоминанию ребенком. Особое место в репертуаре пестуний занимали докучные сказки. Приготовляющимся к слушанию длинной и увлекательной сказки ребятишкам рассказчица вдруг произносит: «Жили были два гуся, вот и сказка вся!».

Молодой, но имеющий древние истоки жанр устной детской прозы являются детские страшилки. Они весьма популярны среди современных детей и подростков от 5 до 15 лет. По сути, это современные мифологические рассказы детей. Жанр удовлетворяет важную потребность детской психики в коллективном переживании «страшного», опасного и в то же время необъяснимого, невероятного, таинственного, коллективном преодолении страха в заведомо безопасной ситуации, уничтожении страха смехом.

Психологи установили, что «самопугание» - важный этап стихийного самовоспитания в детском коллективе и самоутверждения личности ребенка, переживание страха имеет познавательное значение и значение волевого тренинга. По справедливому мнению ученых, содержание «страшилок» порождено обращением детского сознания к вечной проблеме бытия – тайне смерти.

Все эти жанры объединятся в один большой бытовой, поскольку весь детский фольклор неразрывно связан с бытом.

В особую группу объединены произведения, близко примыкающие к мировому фольклору. Исследователи обычно называют его потешным. В него входят словесные игры, молчанки и голосянки, поддевки, сечки, скороговорки, небылицы – перевертыши, детские загадки.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ – настоящая школа направленного диалога. Например, игра «Цепи, цепи кованные» или «Вам барыня прислала голик да веник» - роли играющих неодинаковы: один – ведущий, другой – ведомый. Ведущий задает разные вопросы, а ведомый отвечает, соблюдая правила: Да и нет не говорить, черно с белым не носить, губки бантиком не строить и т. п.

МОЛЧАНКА – это стихотворный уговор – молчать. Но часто содержание её настолько комическое, что уговор дети долго выдержать не могут, и вскоре кто-то обязательно засмеётся или заговорит.

Похожей игрой является голосянка – суть которой состоит в том, что дети, как правило, мальчики, соревнуются, кто дольше протянет звук, не переводя дыхания.

СЕЧКИ – стишки, сопровождавшие удары по дереву каким-либо секущим предметом. На дереве остаются зарубки – сечки. В текстах сечек и содержится зашифрованный счёт

СКОРОГОВОРКИ – (по определению В. И. Даля) - частоговорки, чистоговорки, род складной речи с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения. Задача состоит в том, чтобы быстро и без ошибок повторить текст.

ПОДДЕВКИ – детский сатирический жанр, развивает сообразительность, быстроту реакции, чувство юмора, терпение, способность стойко переносить временные неудачи. Попасться в «ловушку» ребенок может только единожды, в другой раз он уже сам выступит в роли «поддевающего» новичков: дети быстро проходят курс речевого общения.

НЕБЫЛИЦЫ-ПЕРЕВЕРТЫШИ - песенки или стишки, в которых все поставлено «сног на голову». Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

ЗАГАДКИ – поэтический малый жанр фольклора, достояние как взрослой, так и детской традиции. Является органичной частью поэзии пестования, важным народно-педагогическим средством. Развивает воображение, остроту ума, логику, нестандартность мышления, внимательность, языковое чутье, находчивость, чувство юмора. Загадки бывают словесные, рисованные, шуточные.

ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР – детские ролевые игры, жеребьевые сговорки, считалки. (Все, что применяется при игре с детьми).

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ – очень долго длящиеся игры (от одного дня до одного месяца, такие как «В дом» или, «в свадьбу». В этих играх дети копируют взрослый мир, распределяют роли (муж, жена, дочь, сын и т. д., а также это может быть «театр одного актера». Они закрепляют впитываемый с молоком матери культурный опыт.

ЖЕРЕБЬЕВЫЕ СГОВОРКИ – загадка или задача, которую должны решить «матки» - два игрока избранные из числа самых ловких. К ним подходят попарно играющие, зашифровав свои имена в придуманной формуле, а «матка», чья очередь выбрать игрока, старается догадаться, кто есть кто. Цель игры набрать в свою команду наиболее сильных и ловких.

СЧИТАЛКИ – короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре – самый распространенный жанр ДФ.

ПОЭЗИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ – назначение: убаюкать, усыпить младенца или вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции (колыбельные песни, пестушки, заговоры-шутки, прибаутки, докучные сказки)

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ – приобщают ребенка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, животными, учат добру. Стихия К. П. – материнская любовь и нежность. Основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. В песнях мать обращается к ребенку в особой нежностью (милый, хороший, желанный, пригожий и т. д.)

ПЕСТУШКИ – короткие стишки, песенки, для радостных, бодрых эмоций.

ПРИБАУТКИ – песенные или речитативные произведения. Забавляемые игры (идет коза рогатая)

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ – несостоявшиеся сказки, сказочные прибаутки, сказки-пародии, сказки-обманки. Начинаются как настоящие сказки и тут же заканчиваются. Или, наоборот, повторяются, без конца и края, так что слушать надоест – надокучит.

Задача воспитателя грамотно, интересно преподнести детям произведения, показать способы применения, а заодно напомнить и родителям, то время, когда они были детьми.

Публикации по теме:

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «Что-либо, выраженное словами, устно.

Фотоотчет о проведении семинара для студентов «Роль фольклора в развитии детей»Фотоотчет о проведении семинара для студентов «Роль фольклора в развитии детей» 03ноября 2015г в МБДОУ «Детский сад № 28» прошел семинар-практикум для студентов заочного отделения Троицкого педагогического Работу на.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста» Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста Составила Мехнина Н. Н. воспитатель ГБДОУ детского сада № 61 Колпинского.

Особенности лепки и ее значение в разностороннем развитии дошкольника Лепка – объемно-пространственный способ отображения действительности при использовании пластичных материалов. Близость детского лепного.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Основными достижениями этого периода являются: овладение телом,.

Особенности соблюдения прав ребенка на детство ДЕТСТВО, период от рождения до 11–12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер.

Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников» Автор проект: Бабженко С. Г. Вид проекта: коммуникативно-творческий. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети.

Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности детского фольклора в развитии ребенка
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 12:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности детского фольклора в развитии ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Романова (УИ 56730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД