Татьяна Беляева
Особенности детских рассуждений
▼ Скачать + Заказать документы
На вопрос, доступно ли дошкольнику рассуждение как мыслительный процесс, отечественные психологи (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. П. Блонский и др.) отвечают утвердительно. Осмысление причинно-следственных связей начинается уже с преддошкольного детства. Ребенок четырех-пяти лет ищет основания для суждения, у него возникают простейшие формы рассуждения, заключающие в себе как движение мысли от частного к общему, так и элементы дедукции. В шесть – семь лет рассуждение приобретает более сложный характер. У старших дошкольников можно наблюдать возникновение элементарной формы логически правильного рассуждения. По мнени. А. В. Запорожца, при соответствующем обучении подавляющее большинство детей 6-7 лет пользуются формой дедуктивного умозаключения.
Публикация «Особенности детских рассуждений» размещена в разделах
Особенности детских рассуждений описаны в ряде педагогических исследований.
«Вынужденный» характер рассуждений. Доказательства имеюь место лишь тогда, когда взрослый сомневается в верности высказанного ребенком суждения или прямо требует доказательства путем постановки вопроса «почему» или указания «докажи».
Доказательства обычно кратки (приводится 1-2 аргумента). Дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные свойства предметов (явлений). Суждения, высказываемые детьми, категоричны.
В доказательствах детей чаще всего выделяют следующие аргументы:
- финальные, когда дети указывают на специфическое действие: «лучший друг – Вовка. С ним играем, ходим гулять»;
- утилитарные, когда дети ссылаются на пользу: «Любимая игра – футбол, я там выигрываю».
- личностные, в которых проявляется отношение к предмету высказанной мысли или отмечаются некоторые его качества: «Любимая игрушка – кукла, потому что она красивая, у нее красивые волосы»; «Любимая игрушка – пистолет, мне дедушка его подарил»;
- авторитарные, содержащие ссылку на чей-либо авторитет: «Я буду учительницей, потому что моя мама учительница»; «Мой лучший друг Сережа, потому что воспитательница говорит, что он хороший мальчик».
4. Дошкольники, высказывая в своих рассуждениях основания для оценки предмета (явления, пользуются словами широкого семантического охвата («плохой», «хороший», «интересно» и др., не умеют его конкретизировать: и кукла «хорошая», и подруга «хорошая», и книга «хорошая».
5. В рассуждениях детей часто пропущены или одна из посылок, или заключение: «Лук сухой, потому что его уже два дня не поливали».
6. Дети испытывают трудности в установлении связей между структурно-смысловыми частями.
Так, большинство детей для связи тезиса и доказательства используют союз «потому что», а для формулирования вывода союз «поэтому» («…потому что ты не знаешь правила», «…поэтому его нужно мыть»).