Ольга Стукалова
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослым и без их участия не существуют.
Публикация «Дидактические игры, их особенности и значение, (Часть 1)» размещена в разделах
Для дидактической игры,как и для любой игры с правилами,характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. Так. в игре "Молчок" задача заключается в том, чтобы удержаться и не заговорить или не засмеяться первому: при игре в лото первому закрыть все клеточки большой карточки :в игре с пирамидкой собрать ее так,чтобы ребра представляли ровную линию. Разнообразны игровые действия:подбор предметов или картинок,нанизывание,складывание,передвигание,имитация движений; они могут представлять сложную цепочку,состоящую из ряда отдельных действий или элементов. Действия часто сопровождается речью.
Существенным элементом для дидактических игр являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные:одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность. другие регулируют отношения между играющими.
Между игровым замыслом,игровыми действиями и правилами существует взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решать игровую задачу. Таким образом,ребенок в игре учится непреднамеренно.
" Это свойство игры обучать и развивать ребенка через игровой замысел,
действия и правила называется автоматизмом"(А. П. Усова).
Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. В одних играх самоорганизующим элементом является задача,считалка,в других -текст песенки или слова,определяющие действия,иногда в игре есть водящий ("лото", "прятки").
Типичной дидактической игрой является лото (любого содержания).
Первому правильно закрыть клетки большой карточки -основная игровая задача. Она решается через ряд игровых действий :выслушать водящего,закрыть клетки большой карточки,проверить партнеров. Правила игры несложны :ведущий не торопясь говорит,что изображено на его карточке, и делает заявку только тот,у кого есть соответствующее изображение на большой карточке. Обучающая задача в лото выступает опосредованно. Она скрыта игровыми действиями. Основное развивающее значение игры -упражнение в применении знаний,уточнение и закрепление их,развитие внимания.
Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний,более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных на систематизацию знаний (лото "Четыре времени года", "Игрушки", "Растет,цветет и греет").
В процессе дидактических игр идет совершенствование психических и познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета,величины,форма предметов,накопление сенсорного опыта. В игре с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения,обобщения,классификации. В ряде игр формируются сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров,их сигналами. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам,так как от точности соблюдения зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения,организованности.
Большинство игр являются коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей,а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений между детьми. Дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей.