Анна Голомб
Особенности детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать;
2. Плохо развита моторика;
3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильное произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т. д. ;
4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребёнка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное;
5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать;
Публикация «Особенности детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
6. Эмоционально-волевая сфера инфантилизма, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая;
7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве;
8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная;
9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.
По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни: 1)Олигофрения и 2)Деменция.
Олигофрения - это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.
Причинами олигофрении считаются:
1. Перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
2. Асфиксия (родовая травма);
3. Умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
4. Несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
5. Употребления родителями алкоголя, наркотиков.
Деменция - органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.
Причинами деменции являются:
1. Травмы мозга;
2. Шизофрения;
3. Менингит;
4. Эпилепсия и др.
Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:
Время поражения - место поражения - глубина поражения
Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности :
1. Идиотия;
2. Имбецильность;
3. Дебильность.
Идотия - это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.
У таких детей наблюдаются нарушения:
1. Координация движений;
2. Моторики;
3. Поведения;
4. Эмоций.
У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемы. Главное задание - это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:
1. Полные (лежачие, глубокие) идиоты;
2. Типичные идиоты;
3. Речевые идиоты.
Имбецильность - это умственная степень умственно отсталости.
Дети с таким диагнозом:
1. Понимают обращенную к ним речь;
2. Могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
3. Могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
4. Имеют относительно развитую речь.
При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чём её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.
Таких детей можно научить :
1. Правильно себя вести;
2. Элементарным посильным трудовым действиям;
3. Самообслуживанию в меру их возможностей;
4. Ориентировка в быту.
Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия - это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.
Дебильность - это легкая умственная отсталость.
Дети с таким диагнозом характеризуются:
1. Конкретным наглядно-образным мышление;
2. Наблюдательностью;
3. Упрямостью;
4. Неумением обманывать;
5. Довольно развитой фразовой речью.
При этом лексический запас бедный письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируется в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.
Дебильность бывает:
1. Неосложненнй;
2. Осложненной нарушениями разных анализаторов;
3. Осложненной нарушениями нейродинамики;
4. С выраженной лобной недостаточностью;
5. С психопатоподобными формами поведения.
Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:
1. Обучение их чтению, письму, счету;
2. Расширение знаний об окружающем мире;
3. Обучение выполнения элементарных трудовых действий;
4. Проведение коррекционных занятий, которые признаны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.
Неосложненная дебильность:
*Ребёнок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу, работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.
Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов:
*Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.
Дебильность с выраженной лобной недостаточностью:
*Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословна, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.
Дебильность с психопатоподобным поведением:
У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчива. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дет стремятся куда-то убежать.