Ольга Тараканова
Особенности детей раннего возраста, значимые для адаптации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный период может оказаться серьезным испытанием для детей раннего возраста:
вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное
состояние детей.
1. соответствующая возрасту эмоциональная привязанность к матери
2. Потребность в безопасности
3. Потребнооть в эмоциональной безопасности
4. Низкий уровень сформированности навыков самообслуживания
5. Начальный уровень овладения самостоятельной игровой (предметной и предметно- ролевой) деятельностью
Публикация «Особенности детей раннего возраста, значимые для адаптации в ДОУ» размещена в разделах
6. Высокая потребность во внимании и эмоциональной поддержке взрослого в форме одобрения
7. Фокус личностного развития на стадии доверия и мышления
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне
теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением
ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму
дошкольного учреждения.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах
(«Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В.
Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой-Буковой,— М,. 1980,
было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита,
регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все
сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне
замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со
средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате
дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов
развития.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой
фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными
показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального
самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному
миру, частота и длительность острых заболеваний.
Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно
нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и
интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок
достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма
выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются.
Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии
ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится
дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение
неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он
часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от
занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы:
могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость,
появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.
Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей.
Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без
перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не
выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни
сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с
невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может
возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке
накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне,
просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования
малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет
себя агрессивно.
Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких
месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем
направлениям.