Получи документы

Особенности анатомо-физиологического развития стоп у детей старшего дошкольного возраста

Сорока Екатерина Витальевна
Особенности анатомо-физиологического развития стоп у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Стопа – это природный амортизатор, позволяющий удерживать равновесие при движении. С точки зрения биомеханики она имеет функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому от ее состояния зависят плавность и легкость походки. Стопа представляет собой сложный биомеханический комплекс, состоящий из мелких суставов, связочного и мышечного аппарата. Ее основной функцией является рессорная, обеспечивающаяся сводчатым строением, которое обусловлено наличием поперечного и продольных сводов стопы, тонусом и согласованным сокращением мышц стопы и голени и нормальной работой суставов и соединительных структур области стопы.

Публикация «Особенности анатомо-физиологического развития стоп у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Стопа ребенка имеет существенные отличия от стопы взрослого человека. Часть костного аппарата у детей имеет хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. Вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и чрезмерных нагрузках, поэтому при подборе средств физической культуры необходимо четко дозировать объем, интенсивность и характер воздействия нагрузки.

Стопа пружинит, поскольку касается земли; не всей поверхностью сразу, а лишь ее частью (опорными точками). В результате под стопой возникает некоторый объем пустого пространства. При повышении нагрузки (например, при совершении шага) стопа немного проседает, пользуясь этим объемом; это позволяет избежать жесткого соприкосновения с опорной поверхностью, то есть самого настоящего удара.

Стопа принимает участие в механизме опоры и акта передвижения. Также она в организме человека выполняет опорную, рессорную, балансировочную и толчковую функцию.

По форме стопы бывают нормальными, уплощенными и плоскими.

Нормальная стопа имеет два хорошо выраженных свода – наружный и внутренний. Наружный свод несет на себе основную тяжесть тела, внутренний играет роль амортизатора, рессоры, что имеет большое значение в предохранении внутренних органов человека, а также спинного и головного мозга от излишних сотрясений во время передвижения.

При рассмотрении формы стопы выделяют два свода – продольный и поперечный. Продольный свод – это изогнутость стопы по внутренней стороне от пятки до сустава большого пальца. Поперечный представляет собой арку у основания пальцев ног (там, где кончаются плюсневые кости). Положение костей, при котором оба свода имеют выраженный характер, фиксируется связочно-мышечным аппаратом. При ослаблении мышечно-связочного аппарата нормальная форма стопы нарушается. Выраженность сводов утрачивается, стопа оседает, распластывается. Подобная патология и определяется как плоскостопие.

Все дети рождаются с плоскостопием, в дальнейшем в состоянии физиологического плоскостопия находится 90 % детей 2-х летнего возраста. Согласно анатомическим исследованиям хорошо выраженный свод стопы детей визуально кажется плоским из-за обилия жировой клетчатки на подошвенной поверхности стопы. Кроме того имеются анатомические особенности детской стопы : вместо костной основы – хрящевая ткань, которая мягче, эластичнее и легче деформируется; суставы подвижнее при менее крепком и более эластичном связочном аппарате свода стопы; больший объём движений снижает приспособляемость к статическим нагрузкам. С началом процесса ходьбы продольный свод ребенка минимален из-за повышенных статистических нагрузок на еще неокрепшую стопу.

Формирование свода ребенка начинается с 3-5 лет и заканчивается к 10-11 годам. Для формирования стопы большое значение имеет развитие мышц ног, в частности тех, которые удерживают продольный и поперечный своды. Свод позволяет равномерно распределить тяжесть тела, действует как пружина, смягчая толчки тела во время ходьбы. Сглаживание свода (плоскостопие) развивается при длительном стоянии, переноске больших тяжестей, при ношении узкой обуви. Это приводит к нарушениям механики ходьбы. До семи лет ноги растут одинаково у мальчиков и у девочек, начиная с 7 лет, стопа мальчиков развивается быстрее. У девочек плоскостопие встречается гораздо чаще, чем у мальчиков, что связано и с большим распространением нарушений функций организма, в особенности опорно-двигательного аппарата, и с более ответственным подходом к учебе.

Возраст от шести до семи лет – продолжение периода, в котором ребенок активно растёт и развивается, меняются его пропорции. Интенсивный рост и двигательная активность ребенка способствуют укреплению мышц и улучшению эластичности (упругости) связок с постепенным образованием жесткого свода. В растущем организме формирование стоп идет параллельно формированию и расширению двигательных стереотипов. Дети с плоскостопием являются менее координированными, хуже держат равновесие, по сравнению с детьми с нормальным сводом стопы.

Позвоночник участвует в удержании равновесия и обеспечении прямохождения. Позвоночный столб ребенка 6-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Уплощение сводов стоп влияет на положение таза и позвоночника, что сопровождается развитием различных типов нарушений осанки. Из-за деформированной стопы нагрузка на позвоночник возрастает, особенно страдает поясничный отдел. Проблемы возникают из-за необходимости позвоночника постоянно поддерживать амортизационную функцию.

Основными факторами, влияющими на формирование продольного свода у дошкольников и школьников, является вес, возраст, а также физическая активность. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. Это приводит к деформации стопы, атрофии мышечного свода, изменению осанки, разрушению крупных суставов нижних конечностей, изменению процесса микроциркуляции крови.

Из-за нарушенной амортизации толчки со стоп при ходьбе передаются по позвоночнику к головному мозгу. В результате даже при непродолжительной ходьбе появляются головные боли, шум в ушах, нарушение зрения.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности анатомо-физиологического развития стоп у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 12:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности анатомо-физиологического развития стоп у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сорока Екатерина Витальевна (УИ 1881749) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД