Закирова Дениза
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Подготовила воспитатель МБ ДОУ «ДС № 222 г. Челябинска» Закирова Дениза Темирхановна
Детский сад — это новый этап в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идет в детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это является большим испытанием и вызывает множество переживаний и слез.
Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Адаптация — процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. В детском саду ребенка ждет много всего интересного новые игрушки, новые знакомства, появляются со временем друзья. Залогом легкого вхождения ребенком в условия и обстановку детского сада будет являться тесный контакт родителей и воспитателей, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой.
В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий: на первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка. На начальной стадии родителей знакомят с выбранным ДОУ, его структурой, а также с заведующим, педагогами и воспитанниками группы. Проводится сбор сведений о составе семьи, индивидуальных особенностях и интересах ребенка, осуществляется первичная диагностика, в первую очередь наблюдение за поведением ребенка во время пребывания в группе. На втором этапе проводится заключительное диагностирование особенностей адаптации раннего возраста и сравнительный анализ с результатами первичной диагностики. Условия адаптации детей раннего возраста должны быть согласованными со стороны родителей и воспитателей. Если воспитатель обладает необходимыми педагогическими знаниями о том, какие условия адаптации детей будут лучше, то в этом случае, родители обязательно должны прислушаться, чтобы сделать условия домашнего режима и режима детского сада максимально схожими.
Трудности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ могут возникать в процессе общения, которое не вызывает особого интереса у детей. В этом случае требуется немалая работа со стороны родителей, которые должны активно разговаривать с детьми, знакомить их со сверстниками, то есть готовить детей к интенсивному общению.
Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы:
1. острая фаза — характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто теряют вес, начинают чаще болеть, нарушается и снижается речевая активность.
2. Подострая фаза — характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического).
3. Фаза компенсации — увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени:
1. Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии.
2. Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации дети часто болеют. Психическое состояние у них нестабильное, к смене режимных процессов относятся с негативом.
3. При тяжелой степени адаптации ребенок отличается агрессивным поведением, он постоянно находится в тревожном состоянии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и др. Дети боятся незнакомых для них взрослых, они не понимают, почему они должны слушаться других людей, им нравится играть одним, чем с кем-либо. Как правило, другие малыши к такому ребенку подходят редко, так как видят, что он не готов на диалог. Если же случается, что ребенок находит контакт с другими малышами, то это говорит о том, что адаптационный период для него подходит к концу.
Почему же у детей появляется страх и слезы перед детским садом? Причиной могут быть тревога, ведь раньше все было по-другому, мама всегда была рядом, новое окружение и новое пространство. Также может быть, что ребенок еще не совсем готов к детскому саду, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания. И для того, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, воспитателю необходимо помочь ребенку перебороть все страхи, показать, что в детском саду очень весело и интересно.
При знакомстве с ребенком, родителям выдаются анкеты, где воспитатель должен выяснить: какие привычки сложились у ребенка дома в процессе еды, засыпания и т. д. ; как называют ребенка дома; чем увлекается ребенок; какие особенности поведения радуют и настораживают родителей. Воспитатель дожжен непременно ознакомить родителей с группой, куда будет ходить ребенок, ознакомить с режимом дня в детском саду и посоветовать придерживаться такого же режима и дома. Это необходимо малышу для более успешной адаптации. Родителям необходимо настраивать ребенка только на хорошее идя в детский сад, а придя домой обязательно больше времени уделять ребенку, играть с ним и разговаривать, как прошел его день, с кем он играл, что он кушал и т. п. Необходимо всегда показывать исключительно приветливость и дружелюбие при приходе ребенка в группу. Необходимо обеспечить стабильность педагогического состава на весь период пребывания детей в ДОУ. Воспитатель должен помнить, что для ребенка главное в период адаптации получать максимальное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками, которые его окружают.
Важно помнить, что успешная адаптация ребенка в детском саду зависит как от воспитателя, так и от родителей. На сегодняшний день проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада наиболее актуальна, так как полностью изменяются условия жизни для ребенка, организму маленького ребенка приходится приспосабливаться к новой температуре, влажности, микроклимату, постоянно присутствующим бактериям в группе.
Литература: Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 6 — с. 46 –51. Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. — Ростов — на — Дону, Феникс, 2004. — 275 с. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. — М. : Просвещение, 2006. — 214 с. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 14–16.