Ирина Рогова
Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения
«Музыкальный и художественный вкус-это не роскошь… это постоянный внутренний зов к высокому качеству труда, к духовному обогащению личности» (Н. А. Капишников)
Развитие интонационного слуха и чувства метроритма должны вестись одновременно.
Публикация «Основы работы над развитием чувства метроритма с учащимися первого года обучения» размещена в разделах
Все физиологические процессы и в природе, и в человеческом организме происходят в определенном ритме. Ритм в музыке воспринимается и слухом, и сознанием, и всеми клетками организма. Эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, эмоциональный отклик на ритм является первичным проявлением музыкальности.
Чувство метроритма :
1. ощущение равномерности движения в разных темпах (чувство метра);
2. ощущение размера (сочетание ударных и безударных долей);
3. осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности (ритм, ритмический рисунок).
Развитие чувства метра требует его закрепления в двигательных процессах. При игре на инструментах этому способствует моторный процесс исполнения. В сольфеджио следует использовать ходьбу, хлопки, дирижирование, танец, другие движения.
Необходимо применять в работе разные темпы упражнений. Важно умение почувствовать, создать, и удержать разные темпы. Обычно на уроках преобладает один, всегда одинаковый темп. Упражнения в изучении гамм, интервалов, аккордов и примеры для сольфеджирования необходимо исполнять в разных темпах, но если это пример из литературы, отклонение от них не должно быть резким, чтобы не искажать музыку.
Тактирование имеет смысл тогда, когда движения руки естественны, автомотизированы и отражают физическое ощущение темпа и размера. На начальных этапах лучше не вводить схему жестов размера, а «дирижировать» свободными, произвольными движениями, отмечая лишь равномерную пульсацию долей в разных темпах. Возможна замена жеста руки хлопками, отстукиванием, ходьбой. Важно добиться, чтобы движения руки естественно отражали темп и размер слушаемой музыки. Постепенно жест нормализуется: выделяется сильная доля – направление руки всегда вниз, каждая доля ограничивается определенным пределом, получает свою фиксированную «точку» и свой рисунок в движениях руки, объем жестов сокращается, используется в основном свободная кисть руки, слегка участвует и рука до локтя. Выражение жестом содержания длительности нот не является естественной реакцией на слышимую музыку, а скорее возникает в результате сознательного объяснения длительности.
Основной метод работы, гарантированно приносящий результат, - похвала. Но похвала должна быть честно заслуженная. Необходимо подмечать, кто из детей сделал упражнение лучше других, показать индивидуально его работу. Этим задать всем остальным «планку», к которой нужно стремиться. Обращать внимание на каждого воспитанника, подмечать любой малейший успех, достигнутый ребенком, если вовремя заметили, что он на этот раз лучше справился – подметить это похвалой.
Слуховое осознание размера основано на двух- и трехдольности. Сложные размеры осознаются лишь в связи с другими выразительными средствами музыкального материала: формой, гармонией, мелодическим рисунком, фактурой. Например, при исполнении музыки в размерах и 3/ 8 выразительные особенности каждого из них должны быть подчеркнуты различными средствами: в первом – каждая доля четкая, полновесная; во втором слегка акцентируется первая доля, две другие исполняются более легко. Здесь многое зависит от темпа. Размер 6/8 в медленных темпах чаще всего воспринимается как, такт делится на две части и каждая становится относительно самостоятельной, в быстрых темпах этот размер воспринимается, как 2/4, с триольным движением восьмых. Следует добиваться такого исполнения этого размера, чтобы чувствовалось движение от одной сильной доли до другой и чтобы относительно сильная доля не была бы подменена сильной.
Работая над развитием чувства ритма, прежде необходимо накопить слуховые впечатления. Каждая ритмическая фигура сначала должна быть освоена на слух, затем уже проработана в нотописании и арифметически осмыслена. Четверти связываются с ровными шагами, восьмые – с бегом, четверть с точкой и восьмая – с подскоками. Умение в любом темпе перейти с четвертей на восьмые должно быть четким и мгновенным. Можно использовать не только ходьбу, но и хлопки в ладоши, постукивания карандашом, словесный текст, сольмизацию, пение со словами.
Ноты с точкой трудны потому, что начало доли попадает на точку, то есть существует лишь во внутреннем представлении. Лучше этот внутренний акцент на точке подкрепить движением руки, что и делается при дирижировании.
Воспитывая чувство метроритма по мнению Е. В. Давыдовой на уроках сольфеджио следует:
1. Применять и использовать специальные ритмические упражнения, отстукивания, хлопки, создавая для этих целей шумовые оркестры, используя сольмизацию – чтение нот в ритме, без пения;
2. При изучении разных ритмов основываться на эмоциональной выразительности каждой характерной ритмической фигуры, а не подходить к их определению только логически;
3. Добиваться строгой метричности в разных темпах.