Елена Никитина
Основные компоненты системы работы воспитателя по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Мы всегда занимались развитием навыков общения, обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, ознакомились с детской литературой и готовили к освоению грамоты. Вот новые подходы к развитию творческих способностей детей.
Компоненты и задачи речевого развития дошкольников
Публикация «Основные компоненты системы работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной речи (диалогической, монологической) Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
1. Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.
2. Владеть речью – это владеть словарем. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счет основного словарного фонда языка и зависит от нашего словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.
3. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй ребенок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого проводим специальные упражнения, помогающие детям усвоит наиболее сложные конструкции.
4. Развитие речевого творчества – работа не простая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становиться возможным, если мы создаем для этого условия.
5. Ребенок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребенка свой. В ФГОС этот компонент называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребенок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
6. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров различной литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания. На сколько это возможно необходимо изменять ситуацию, а в дошкольном учреждении художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх – драматизациях.
7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи подготавливает ребенка к школе, где необходима правильная устная речь, учение слушать других, вникать в содержание их речи.
Мы выделили семь основных компонентов (задач) речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течении всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении.