Мастона Азизова
Основные положения и принципы гуманистической педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш. А. Амонашвили, Г. С. Батищева, Е. В. Бондаревской, Б. П. Битинаса, В. Ф. Володько, К. В. Гавриловец, Б. С. Гершунского, Е. В. Петрушковой и др. В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.
Публикация «Основные положения и принципы гуманистической педагогики» размещена в разделах
О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е. В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности. [1]
Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. По словам К. В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности [1].
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н. Ю. Алексашиной, относятся:
- забота и взаимопонимание, т. е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
- взаимоуважение, т. е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
- взаимодействие, т. е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов. [8]
Таким образом, мы можем утверждать, что данное направление в педагогике, ориентируется на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.
1.2. Характеристика гуманистической педагогики.
Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е. Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности. [7] Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т. е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.
В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики :
- в процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;
- обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;
- необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;
- для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;
- в процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;
- одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.
Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.
1.3 Сущность, структура и функции имиджа человека
Термин «имидж» в последние годы очень широко используется, но следует отметить, что и на сегодняшний день однозначного толкования имиджа не существует. | Иногда высказывают крайние точки зрения - от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего объекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Более осторожные ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом. ]
Социологический энциклопедический словарь дает два толкования термину «имидж» (от англ. image - образ, представление) :
1. Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других.
2. Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему. [160, 97]
В России в семидесятых годах имидж рассматривали только как средство манипулирования массовым сознанием. В девяностых годах В. М. Шепелем была сформирована новая отрасль - имиджелогия, как наука о технологии личного обаяния, благодаря чему было преодолено стереотипное представление об имидже. Параллельно появились теоретические и практические работы, посвященные этой проблеме таких авторов, как П. С. Гуревич, А. Н. Жмыриков, Е. В. Егорова - Гантман. [61; 70; 791]
Приведенное ранее определение имиджа указывает на то, что он призван оказывать регулирующее воздействие на людей, его воспринимающих. Имидж формируется в социальной среде, отражая социальные ожидания определенных групп людей, и это роднит его с таким понятием как «стереотип». Э. Дюркгейм отмечает: «. некоторые из образов мыслей или действий приобретают вследствие повторения известную устойчивость. Коллективная привычка выражается раз и навсегда в какой-нибудь формуле, повторяющейся из уст в уста, передающейся воспитанием. Мы принимаем и усваиваем их, потому что они, как творение коллективное и вековое, обличены особым авторитетом, который мы вследствие воспитания привыкли уважать и признавать». [65,34 -36] Стереотипы играют большую роль в закреплении традиций и привычек, они способствуют самоутверждению личности в том или ином статусе и защищают его. I В. Липпман не без оснований утверждает, что стереотипы не только фиксируют старые образцы, но и влияют на формирование новых. Они наводняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти. [212, 59]
Но, как справедливо отметил Н. И. Сарджвеладзе, «. социум не удовлетворяется созданием стереотипов» [154,19], так как в стереотипе важен прежде всего его социально-функциональный аспект, его оценочный элемент. Он связан с установкой, ценностями. Он формируется не только на основе собственного опыта, но и заимствуется готовым у своей» социальной группы. В этом плане стереотип и имидж имеют сходство: оба они стандартизированные, несущие эмоциональный оценочный заряд, основанный на психологическом механизме персонификации.
Однако их сходство не исключает существования между ними определенного различия. Эта сторона вопроса анализируется О. А. Феофановым. Автор выделяет пять различий: 1) различны их функции в восприятии индивидом социальной действительности; 2) стереотип сводит явление к минимуму черт, упрощая их, имидж же наделяет явление дополнительными чертами; 3) имидж несравненно оперативнее, гибче стереотипа, последний не поддается корректировке, подвижность же первого определена его задачей: пока он нужен, он поддерживается; 4) стереотип не требует домысливания, он дает упрощенный, часто искаженный, но цельный образ, тогда как имидж задает индивиду определенное направ17 ление для домысливания; 5) стереотип программирует ожидания личности, имидж же является отражением самой личности. [176,10]
И. Нефедова и Е. Власова, определяя понятие «имидж», также подчеркивают, что «имидж - проявление внутренних ощущении и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей». [123,10]
По мнению авторов, в зависимости от того, в каком окружении человеку приходится вращаться большее количество времени, создается определенный имидж, подчеркивающий его принадлежность к данному социальному кругу.
Имидж, который создается под влиянием социальных ролей, является определенным источником информации о социальном статусе, материальном положении, запросах и интересах субъекта.
Однако существует некоторая опасность сращивания социальной роли и соответствующего имиджа с личностью, в этой ситуации человек настолько привыкает к своему образу, что не представляет себя в каком- либо другом облике. [123, 13]
И. Нефедова и Е. Власова считают, что имидж меняется в соответствии с тем, какую социальную или эмоциональную роль играет человек или собирается сыграть в данный момент.
Имидж - это не просто одежда или маска, которые можно легко надеть или снять. Хорошо, если выбранный имидж соответствует представлению человека о самом себе, если он учитывает особенности характера. Но если созданный образ начинает противоречить личности человека, отмечают И. Нефедова и Е. Власова, это порождает конфликты, глубина которых зависит от того, насколько развиты личностные структуры, человек либо становится рабом имиджа, либо умело использует его в различных ситуациях.
Если человек способен к анализу, оценке и контролю своей деятельности, то, зная, что такое имидж и для чего он нужен, он не попадет в зависимость от него. Имидж не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. К сожалению, чаще бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства.
Подчеркивая необходимость формирования имиджа, И. Нефедова и Е. Власова отмечают: «Имидж - это некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации для других. С одной стороны, мы стараемся дать информацию для 01фужающих, но в то же время преследуем какие-то свои вполне определенные цели, т. е. имидж нужен нам». [123,17] П. Берд определяет имидж как «общее впечатление, которое вы производите на окружающих. Оно складывается из того, как вы представляете людям свои идеи, как ведете себя в обществе, как одеваетесь, как говорите, что говорите и что делаете. Личный имидж, таким образом, определяет имидж и вашей работы, и фирмы и в целом 19 становится их визитной карточкой». Дополняя свое определение, П. Берд отмечает; «Ваш имидж - это восприятие вас другими людьми. Он - общая картина вашей личности в глазах окружающих. Она складывается из того, как вы смотрите, говорите, одеваетесь и действуете, отражает ваши способности и моральные качества, позу и движения тела, аксессуары и окружение, компанию, в которую вы входите, и т. д. Так что, какой бы W имидж вы ни старались явить миру, он прежде всего должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней. [22,8 -12]
По мнению П. С. Гуревича, создание имиджа - подчеркивание некой человеческой данности в сочетании со способностью к преображению, лицедейству, сознательному выбору образа. [61,162] Подчеркивание некой человеческой данности - это стремление человека к индивидуальности. Сознательный выбор образа зависит от роли и статуса, которые человек играет и выполняет в обществе.
Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал признаком гуманизма. Эстетика Возрождения видела гармонию в идеальной пластичной организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого. По мнению Леонардо да Винчи, «. гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота». [95,76]
В 18 веке ГЛейбниц вкладывал в понятие «гармония» соответствие души и тела. Кант, перенеся источник гармонии в человеческий субъект, понимал гармонию, прежде всего, как согласованность между рассудком и чувственностью, Понятие гармонии включает в себя проблему согласованности природы, общества и человека, предполагает взаимное соответствие, соразмерность, равновесие, порядок, пропорциональность различных предметов и явлений окружающего мира. [117,5]
Таким образом, определяя, каким должен быть имидж человека, отметим, что по существу идет речь об индивидуальном имидже, что проявляется в его конкретном отношении к культуре, природе, социуму и находит выражение в его физическом облике, поступках, речах и его профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 299с.
2. Айзенберг М. Н. Менеджмент рекламы. М. : ТОО «Интел-Тех», общество «Знание» России, 1993. - 80 с.
3. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. - СПб. Экономическая школа, 1993. - 352 с.
4. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М. :Изд-во «ЭНН»,1996.- 126 с.
5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания//Избранные психол. труды: В 2х т. Т. 2.- М. Педагогика, 1980.- 288с.
7. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М. : Просвещение, 1968. 236 с.
8. Ю. Ананьева С. Е. Формирование имиджа руководителя в государственнойслужбе. Дисс. канд. социологич. наук,-М., 1996.-171с. 153
9. П. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2х кн. - Кн. 1.-М. : Педагогика, 1982. -320 с.
10. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2х кн. - Кн. 2.- М. : Педагогика, 1982. 336 с.
11. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика : Учебное пособие для инженерно-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во
12. Деловая книга», 1996. 344 с.
13. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М. : Просвещение, 1991. -176 с.
14. Берд П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа / Пер. с англ. Т. А. Сиваковой Мн. : Амалфея, 1997. - 208с.