Людмила Кузнецова
Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важнейшая роль отводится методическому сопровождению воспитательно - образовательного процесса.
Публикация «Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Поэтому современная образовательная организация в условиях модернизации образования нуждается в «новом» типе педагога : творчески думающем, владеющем современными методами и технологиями образования, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать конечный результат.
В ФГОС ДО указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».
Профессиональный стандарт педагога, который начнет применяться с 01 января 2017 года, раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, а также предусматривает профессиональные компетенции педагога.
Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек Стандарта.
Считается, что их достаточный уровень позволит педагогу самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.
У педагога должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста.
В настоящее время целью методической работы в ДОО, является формирование готовности педагога к применению своих профессиональных компетенций.
В связи с реализацией ФГОС ДО возникла необходимость в разумном изменении сложившихся традиций в дошкольном образовании, в повышении мотивации педагогов к овладению современными технологиями организации педагогического процесса. В результате этого была выстроена модель педагогического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.
Мы определили цель методического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО - формирование профессиональных компетенций педагогов через создание системы непрерывного профессионального развития для создания психолого-педагогических условий реализации ООП ДО.
Модель методического сопровождения предполагает уровневую структуру методической работы ДОО. Как правило, такая структура выглядит следующим образом:
1) индивидуальный уровень, связанный с самостоятельной работой педагога;
2) групповой уровень, позволяющий педагогам совместно разрабатывать и реализовывать программы, связанные с конкретным видом (направлением) деятельности;
3) уровень проблемных объединений педагогов.
Для реализации модели методического сопровождения использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов. Наиболее эффективными из которых оказались формы работы с коллективом, основанные на интерактивном общении педагогов, на которых они кроме практических знаний, наблюдений имеют возможность обсуждать различные точки зрения, решать проблемные ситуации, вырабатывать позицию. Такие методы и формы эффективны тем, что помогают быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс (семинар-практикум, деловая игра)
Проанализировав нашу методическую работу за учебный год, я могу сказать следующее: что в настоящее время у педагогов нашей Образовательной организации уже сформированы на достаточном высоком уровне компетенции, которые позволили им создать, улучшить развивающую предметно-пространственную среду, ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды, отвечающую требованиям ФГОС ДО и учитывающую психолого-педагогические условия реализации ООП ДО.
Происходит постепенное осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения, развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений педагога ХХI века как человека эрудиционного типа.
Педагоги в работе с воспитанниками широко используют современные образовательные технологии (технология деятельностного метода, здоровьесберегающие технологии, технологии рахзвивающих игр В. Воскобовича, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др.).
Разработана достойная мотивация педагогов – нас всех перевели на эффективный контракт, критерии в котором отражают непосредственную работу в свете реализации ФГОС ДО и на стимулирование работы на создание полноценных психолого-педагогических условий в детском саду.
Положительные тенденции я озвучила, но также выявились и проблемы:
-неумение педагога осознать или определить свои творческие возможности и найти применение им в работе с детьми;
-нехватка знаний и умений педагога методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме; Чаще молодые специалисты не могут обобщить свой опыт для распространения в широких педагогических кругах, а педагоги, имеющие квалификационную категорию, свой опыт работы обобщают, но не все занимаются его распространением в образовательной системе за пределами детского сада, т. к. не имеют четкого представления о ценности собственной деятельности.
-сопротивления некоторых педагогов нововведениям, а значит и недостаточная осознанность особенностей построения образовательной деятельности в свете реализации ФГОС ДО, а также сохранение учебно-дисциплинарной модели обучения, вместо личностно-ориентированной, как диктует ФГОС ДО;
-западает работа с детьми с особыми образовательными потребностями;
-низкий уровень взаимодействия с родителями (законными представителями);
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога.
Проектируя свою дальнейшую работу с педагогами, ставим перед собой следующие задачи:
- профессиональная поддержка молодых педагогов, направленная на их адаптацию, закрепление и профессиональное развитие;
- сопровождение педагога, работающего в условиях инклюзивного образования;
- сопровождение педагога в условиях работы с одарённым ребёнком;
- поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями, направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса;
Сегодня наш детский сад это сплоченный коллектив – единство непохожих, где каждый специалист уникальная личность, творящая, думающая, переживающая команда друг за друга.
Благодаря опыту, знаниям, умению, творческим способностям сотрудников, их любви к детям, детский сад добился хороших результатов в воспитании подрастающего поколения. Малыши любят свой детский сад, и каждое утро с удовольствием спешат сюда, зная, что им здесь рады…