Оксана Шпортко
Работа старшего воспитателя по созданию кадровых условий реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа старшего воспитателя по созданию кадровых условий реализации ФГОС ДО»
Одним из требований ФГОС ДО к реализации образовательной программы являются кадровые условия. Сегодня задача каждого учреждения сформировать такую кадровую политику, которая будет способствовать непрерывному развитию педагога как профессионала. В стандарте чётко определено одно из требований к кадровым условиям : «Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей». Компетенции сводятся к знаниям, умениям, способностям и личностным характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетентности. Педагогическая компетентность- это способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве. Но, прежде чем оценивать уровень профессиональной компетентности педагога, необходимо ответить на вопрос всё ли я сделал как управленец, что бы педагоги моего коллектива имели высокий уровень педагогической компетентности.
Публикация «Работа старшего воспитателя по созданию кадровых условий реализации ФГОС до» размещена в разделах
Работа с кадрами начинается со слов Али Апшерони "Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в тоже время усердно не учатся сами. " Но с чего начать? Ведь прежде всего необходимо побороть страх перед неизвестным и преодолеть ряд трудностей : это и неприятие идеологии ФГОС ДО, и сопротивление новому, и неготовность менять стиль работы и самое главное- мышление. Ответ прост- начать изучение этого нового. И здесь особую актуальность приобретает вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов. Именно поэтому важно определить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в учреждении лучших педагогов и пополнения учреждения новым поколением педагогов, способным работать в кризисных условиях. Нам было важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.
Перед вами мотивы профессионального развития, которые мы используем в работе с педагогами. Каждый мотив имеет несколько стимулов. Например: стимулирование мотива может быть через: мотив самостоятельности, реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности ( Стимулы: открытие собственного мастер – класса для педагогов района, города, повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать группу, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы (расписание, содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы); мотив личного развития, приобретения новой информации ( стимулы: направление на стажировку или престижные курсы, предоставление времени на методическую работу (работа на дому, творческий отпуск в каникулярное время, дополнительные дни к отпуску, оплата научно-методической литературы, содействие в переподготовке по интересующей педагога специальности); мотив самоутверждения, достижения социального успеха ( стимулы: предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары, организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати, представительство от организации на ответственных мероприятиях городского, областного значения, привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы учреждения, получение права на проведение семинаров для своих коллег, присвоение статуса наставника, ответственного за стажировку молодых педагогов, рекомендация педагога для работы руководителем педагогической практики студентов ВПО, рекомендация педагога для работы в экспертных группах); потребность быть в коллективе ( стимул: вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни организации); мотив стабильности, защищенности ( стимулы: гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь педагога со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, родителей, предоставление оплачиваемых часов на методическую работу, гарантия имеющегося статусного положения в коллективе); мотив состязательности ( стимулы: методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства, присвоение звания победителя конкурса профессионального мастерства). Мотив напрямую зависит от потребностей. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. По мнению Выготского высшие и низшие потребности развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. Поэтому управленцу надо учитывать какое в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь, низших потребностей, и тогда срабатывает материальное стимулирование, или высшее и тогда применимо только нематериальное стимулирование. Заинтересовать людей работой — значит реализовать планы. Заинтересовать педагога в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии учреждения.
Особую роль играет совместная деятельность старшего воспитателя и педагога-психолога. «Любая реформа образования должна опираться на личность человека!» (Мария Монтессори). Важно в работе с педагогами пассивные, активные и интерактивные формы работы.
Пассивные – где педагог выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные - педагог выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
«Интерактивные» означает взаимодействие. Но интерактивность это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность. Эта форма особенно нравится педагогам и больше других способствует сплочению коллектива.
Важную роль играет организация неформальной досуговой деятельности, ведь если есть общие интересы вне работы это способствует укреплению отношений в коллективе.
«Прежде всего, мы должны хорошо помнить, что лишь в редких случаях нашею задачей будет указывать, что педагог должен изучать: это его дело – желать, искать, находить… Наше дело – сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем желание и дать ему средства удовлетворить его» Жан Жак Руссо